Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назовите основателя первой хирургической школы.






1.Буш

2.Ломоносов

3.Зельмельвейт

 

27. Кто стал автором первого руководства по хирургии?

1.Буш

2.Ломоносов

3.Зельмельвейс

 

28. Основоположник науки о высшей нервной деятельности:

1.М.И. Сеченов

2.И.П. Павлов

3.В.В. Пашутин

 

29. Какое из ниже перечисленных убеждений является верным согласно учению М.И. Сеченова?

1. «Организм без внешней среды не возможен, поэтому в научное определение организма человека входит и внешняя среда, влияющая на него, так как без последней существование ее не возможно»

2. «Организм без внешней среды может существовать, поэтому в научное определение организма человека не входит внешняя среда, так как без последней существование ее возможно»

 

30. Какое из ниже перечисленных убеждений является верным согласно учению Р.Вирхова?

1. «Всякая клетка из клетки, ненормальная деятельность клеток является источником различных заболеваний. Вся патология есть патология клеток»

2.«Всякая клетка не из клетки, ненормальная деятельность клеток не является источником различных заболеваний. Вся патология не есть патология клеток»

31. Кто является основателем первой кафедры госпитальной хирургии?

1.М.И. Сеченов

2.Н.И. Пирогов

3.И. В. Буяльский

 

32. Какие из ниже перечисленных достижений являются заслугами И.В. Буяльского?

1.ввел общее обезболивание в хирургии

2.создал и применил множество хирургических инструментов

3.заложил основы топографической анатомии и оперативной хирургии

4.стал профессором медицины в 26 лет

33. Кто из ниже перечисленных деятелей впервые применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека?

1.М.И. Сеченов

2.Н.И. Пирогов

3.И. В. Буяльский

 

34. Какие из ниже перечисленных достижений являются заслугами Н. И. Пирогова?

1.заложил основы топографической анатомии и оперативной хирургии

2.введение в хирургическую практику эфирного наркоза

3.истолкование воспаления как реакции организма в целом

4.разработки учения об инфекционной природе раневого процесса и о действии антисептиков

 

35. Какое из ниже перечисленных убеждений является верным согласно учению М.Я. Мудрова?

1.«лечить нужно болезнь и причину болезни, а не самого больного, его состав, его орган, его силы»

2.«лечить нужно не болезнь, не причину болезни, а самого больного, его состав, его орган, его силы»

36. Кто является основателем науки «патологическая физиология»?

1.М. Я. Мудров

2.Г.И. Сокольский

3.В.В. Пашутин

4.И.Т. Глебов

 

37. Какие из ниже перечисленных достижений являются заслугами Г.И. Сокольского?

1.Создал труд «О грудных болезнях», где описал ревматическое поражение сердца

2.Был активным пропагандистом аускультации и перкуссии в диагностике заболеваний внутренних органов

3.Был сторонником того, чтобы врач знал не только анатомо-морфологическую структуру, но также знал и патологическую анатомию, химию, физиологию

 

38. Кто является автором известного изречения «Война-это травматическая эпидемия. Свойства ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия»?

1.М. Я. Мудров

2.Н.И. Пирогов

3.И. В. Буяльский

4.Г.И. Сокольский


 

 

Семинарское занятие №8

 

ТЕМА: Медицина нового времени. Россия конец ХIХ века, начало ХХ.

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России конца ХIХ века, начала ХХ.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя  
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию  
Устное собеседование по теме занятия  
Перерыв  
Представление студентами подготовленных тематических докладов  
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя  

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

1.Экономика культура России во второй половине 19, начале 20 веков

  1. Условия, влияющие на развитие медицины. Основные черты медицины этого периода. Развитие здравоохранения.
  2. Земская медицина. Представители земской медицины.
  3. Развитие микробиологии в 19 веке. Выдающиеся микробиологи.
  4. Влияние успехов естествознания и биологических наук на развитие клинических дисциплин.

 

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию.

 

Доклады к следующему занятию:

  • Б.В. Петровский
  • С.И. Спасокукоцкий
  • В.П. Образцов
  • Н.Д. Стражеско
  • Г.Н. Сперанский

 

 

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку)

 

Теоретическая основа:

В середине и особенно во 2-й половине 19 в. от терапии (или внутренней медицины, которая первоначально охватывала всю медицину, кроме хирургии и акушерства) отпочковываются новые научно-практические отрасли. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в самостоятельную научную дисциплину, представленную кафедрами, клиниками, обществами; выдающимся ее представителем в России был Н. Ф. Филатов. Невропатология и психиатрия превращаются в научные дисциплины на основе успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы и клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко (Франция), А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и многих других ученых в разных странах.

Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели англ. врача Э. Дженнера к открытию противооспенной вакцины (1796), применение которой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем оспопрививания. В 19 в. венский врач И. Земмельвейс (1818—1865) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера (1822—1895), который установил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологической эры”. Основываясь на его исследованиях, англ. хирург Дж. Листер (1827—1912) предложил антисептический метод (см. Антисептика, асептика) лечения ран, применение которого позволило резко снизить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия нем. врача Р. Коха (1843—1910) и его учеников привели к распространению так наз. этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний.

Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Разработанный Р. Кохом метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургическую клинику и способствовал развитию асептики. Описание отечественным ученым Д. И. Ивановским “мозаичной болезни табака” (1892) положило начало вирусологии. Теневой стороной всеобщего увлечения успехами бактериологии была несомненная переоценка роли микроба-возбудителя как причины заболеваний человека. С деятельностью И. И. Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию — иммунитета. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца 19 — начала 20 в. (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Г. Н. Габричевский, А. М. Безредка и др.) работали совместно с И. И. Мечниковым. Нем. ученые Э. Беринг и П. Эрлих разработали химическую теорию иммунитета и заложили основы серологии — учения о свойствах сыворотки крови.

Успехи естествознания определили применение экспериментальных методов исследования в области гигиены, организацию во 2-й половине 19 в. гигиенических кафедр и лабораторий. Трудами М. Петтенкофера (1818—1901) в Германии, А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в России была разработана научная база гигиены.

Промышленный переворот, рост городов, буржуазные революции конца 18 в.— первой половины 19 в. обусловили разработку соц. проблем М. и развитие общественной гигиены. В середине и 2-й половине 19 в. стали накапливаться материалы, свидетельствовавшие о зависимости здоровья трудящихся от условий труда и быта.

С.П. Боткин

Сергей Петрович Боткин (1832—1889 годы) - знаменитый терапевт, основатель клиники внутренних болезней как научной дисциплины родился в Москве, в семье потомственных торговцев чаем. По Европейской моде мальчик воспитывался в пансионе, где получил хорошее начальное образование.

В доме Боткиных на Маросейке собирались известные литераторы, философы, врачи, составлявшие тесный круг лучших представителей русской интеллигенции. Под влиянием одного из друзей семьи, поэта Н.Станкевича, младший Боткин решил поступить в Московский университет. На медицинском факультете он оказался случайно, вынужденно избрав его в 1850 году после неудачных попыток поступить на философское отделение. Однако медицина неожиданно заинтересовала юного

студента, проявившего немалые способности, аналитическое мышление и врожденный талант исследователя. Окончание университета совпало с началом Севастопольской кампании, и «лекарь с отличием» не замедлил отправиться в Крым, где около года трудился в Бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны под руководством Н. Пирогова.

После окончания военных действий Боткин получил отличные реко­мендации Пирогова и уехал за границу. Несколько лет, проведенных в лучших клиниках Парижа (Клод-Бернара) и Берлина (Траубе и Вирхо-за), позволили приобрести неоценимый опыт в области патологоанатомии и лечении внутренних заболеваний. К самым ранним работам меди­ка относятся статьи «Застой, образовавшийся в кровеносных сосудах брыжейки лягушки от действия средних солей» (1853) и «Количествен­ное определение белка и сахара в моче посредством поляризационного аппарата» (1858). Избрав темой диссертации процессы пищеварения, Боткин получил звание доктора медицины и хвалебные отзывы по поводу работы «О всасывании жира в кишках» (1860). В том же году его при­гласили занять место помощника профессора Шипулинского, руководив­шего кафедрой терапии Петербургской медико-хирургической академии. Через несколько месяцев способный адъюнкт был назначен ординарным профессором терапевтической клиники баронета Вилье.

После тягот Крымской войны общественная жизнь российской столицы испытывала необычайный подъем. Новые веяния не могли не коснуться медицины. С одобрения ректората Боткин старался придать работе клиники европейское направление, в частности ввел новейший метод исследования, так называемый клинический разбор больных. В его основе лежит отношение к болезни как к явлению, затрагивающему не какой-либо отдельный участок, а весь организм в целом. По мнению профессора, целостность человеческого организма определяется нервной системой.

Порядок клинического разбора предусматривал выявление хода заболевания с последовательным и подробным описанием симптоматики. Диагноз ставился после анализа всех признаков недуга в совокупности, что позволяло назначить правильное лечение. В 1867 году вышел в свет учебник «курс клиники внутренних болезней», где были затронуты вопросы, рассмотренные ранее в работах «Предварительное сообщение об эпидемии возвратной горячки в Петербурге» (1864) и «К этиологии возвратной горячки в Петербурге» (1865). К проблеме эпидемий Боткин вернулся в сочинении «Предварительное сообщение по поводу эпидемии холеры» (1871).

Заботами Сергея Петровича началось переустройство лечебницы общины Святого Георгия и Александровской барачной больницы, впоследствии названной его именем, обратив внимание на систему оказания врачебной помощи неимущему населению столицы, Боткин настоял на создании института думских вра­чей, успешно действовавшего вплоть до 1917 года. Сбор сведений, касав­шихся городских богаделен, проходил также по инициативе профессора был предпринят с целью подготовки материала для изучения проблем геронтологии. Обобщение результатов этого исследования сделано уже после смерти Боткина в работе А. Кадьяна «Население Петербургских градских богаделен».

Великий ученый С. Боткин являлся членом Венской академии наук, со­стоял во многих заграничных ученых обществах, был членом-корреспон­дентом общества внутренней медицины в Берлине и почетным членом почти всех российских университетов и научных обществ.

В 1886 году по указу правительства начала работу комиссия по воп­росу об оздоровлении России. В качестве председателя комиссии Боткин организовал сбор данных по санитарному состоянию государства. Он был одним из немногих университетских профессоров, сочувственно от­носившихся к вопросу о женском образовании. После смерти ученого женским врачебным курсам предназначались 20 тысяч рублей из его личного капитала.

Последние дни Боткин провел на французском курорте Ментон, где скончался 12 декабря 1889 года от болезни печени, осложнившейся сер­дечным приступом. Все учреждения, в которых работал профессор, ста­рались по-своему увековечить память знаменитого коллеги. Глава город­ской думы назвал именем Боткина Александровскую барачную больницу и несколько начальных школ, а также распорядился выставить портреты ученого во всех городских больницах и богадельнях. Общество русских врачей учредило фонд для устройства «Боткинского дома призрения для неимущих врачей, их вдов и сирот». Кроме того, была переименована «Еженедельная клиническая газета», получив название «Больничная га­зета Боткина». Благодарные пациентки собрали средства на стипендию имени Боткина с условием ее выдачи в одном из высших учебных заве­дений для женщин. В память 25-летного юбилея великого медика Обще­ство русских врачей образовало фонд для выдачи премии за лучшие тру­ды по терапии.

Склифосовский Н.В.

Каждому современному хирургу знакомо понятие «русский замок» предложенное знаменитым российский медиком Николаем Васильевичем Склифосовским (1836—1904 годы). Оригинальный метод остеопластики под неофициальным названием «замок Склифосовского», представляв собой, прочное соединение костей, стал одной из многих операций, названных именем знаменитого российского хирурга. Окончив курс медицинского факультета Московского университета в 1859 году, доктор принял на себя обязанности заведующего хирургическим отделением городской больницы в Одессе. Спустя 4 года в Харькове он защитил диссертацию, представив работу на тему «О кровяной околоматочной опухоли».

Получив степень доктора медицины, в 1866-1867 годах Склифосовский несколько лет стажировался в Европе, стараясь приобрести знания по все известным отраслям оперативной медицины. В Берлине представила возможность ассистировать Рудольфу Вирхову, возглавлявшему Патологоанатомический институт. Затем последовала практика в хирургической клинике профессора Б. Лангенбека. Премудрости военно-полевой хирур­гии молодой русский врач постигал в прусской армии (1866), работая на перевязочных пунктах и в лазарете. После нескольких месяцев обучения в акушерской клинике Джеймса Янга Симпсона в Шотландии Склифосовский приехал во Францию, где изучил методику проведения операций в клиниках Кломарта и Нелатона.

По возвращении в Россию Склифосовский отразил впечатления от зарубежной поездки в серии работ, касавшихся хирургии брюшной полости, асептики и антисептики. В начале 1870 года он был приглашен на кафедру

хирургии Киевского университета, но вскоре перешел на кафедру хирургии и патологии Петербургской медико-хирургической академии. С началом франко-прусской войны 1870-1871 годов Склифосовский вновь отпра­вился на фронт для работы в полевых госпиталях. После завершения военной кампании совмещал клиническую деятельность с преподаванием, к этому времени относятся его многочисленные сочинения из области пла­стической хирургии: «Резекция обеих челюстей» (1873), «Оперативное ле­чение неподвижности коленного сочленения» (1873), «Вырезывание зоба», «Сосочковое новообразование яичника» (1876).

Военная практика Склифосовского продолжилась на фронтах русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда он взял на себя организацию во­енных лазаретов российского Красного Креста в Черногории и на берегах Дуная. Длительная работа в полевых условиях позволила хирургу собрать обширный материал для создания трудов по военной медицине и военно-са­нитарному делу. Самыми известными из них являются «Перевозка раненых на войне» и «Наше госпитальное дело на войне». В последнем сочинении, наряду с прогрессом санитарного дела, отмечен вред двойственной полити­ки правительства, негативно отразившейся на организации медицинской помощи раненым.

Период деятельности Склифосовского совпал с началом эры асептики и антисептики не только в российской, но и во всей мировой медицине. Методика надежного обеззараживания открыла новые возможности для неотложной хирургии, которой профессор посвятил всю свою жизнь. До­стижениями отечественной оперативной медицины того времени стали опе­рации по ушиванию прободной язвы желудка и двенадцатиперстной киш­ки, эффективное лечение кишечной непроходимости и обширных ран брюшной полости. В 1884 году сначала в Германии и Англии, а затем в Рос­сии была произведена первая аппендэктомия (удаление аппендикса), в на­стоящее время являющаяся одной из самых простых хирургических про­цедур. До Склифосовского воспаление аппендикса лечилось консервативно или посредством вскрытия гнойников.

В 1880 году доктор стал руководителем кафедры хирургической клини­ки Московского университета. При его непосредственном участии проходи­ло строительство Клинического городка на Девичьем поле. В 1893 году

Великие заслуги хирурга были отмечены приглашением возглавить Клинический институт великой княгини Елены Павловны. Творческое наследие Склифосовского составляет более 70 работ по хирургии. Ему принадлежит инициатива в создании журнала «Летопись русской хирургии».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.