Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековый Восток.






 

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в странах раннего и классического средневековья.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя  
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию  
Устное собеседование по теме занятия  
Перерыв  
Представление студентами подготовленных тематических докладов  
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя  

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование

Вопросы к занятию:

  1. Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии).
  2. Развитие медицины Древней Руси
  3. Прогрессивные черты Византийской медицины
  4. Великие врачи: Аль-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые-энциклопедисты
  5. Социально-экономическая характеристика Европейских стран.
  6. Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины.
  7. Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (обсерватории, карантины)
  8. Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний (Джованни Батист Морганьи).

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

· Парацельс

· Леонардо да Винчи

· Андреас Везалий

· Развитее медицины народов Древней Америки.

· Врачевание в Московском государстве.

 

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

 

Теоретическая основа:

 

  1. Западная Европа.

В X1V-XV веках постепенно произошло внутрицеховое расслоение, разделившее хирургов по уровню профессио­нализма. Самое почетное положение занимали «длиннополые», получив­шие прозвище благодаря специальному костюму. Длинное платье обязы­вало врача владеть техникой исполнения сложных операций, — таких, как ампутация, грыжесечение или дробление камней в мочевом пузыре. Немного ниже по рангу стояли «короткополые» (цирюльники), которым поручалась малая хирургия: удаление зубов, лечение небольших ран, кро­вопускание. Последней категорией были банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры, например, избавлять пациента от мозолей или бородавок.

Из цеха цирюльников вышли многие знаменитые хирурги; одним из них был придворный врач Томас Викер (XV-XVI века). Много лет за­нимая должность главного хирурга центральной лондонской больницы, со­здав первый английский учебник «Анатомия человеческого тела», офици­ально он не считался медиком, сохраняя принадлежность к ремесленному цеху. Однако даже лишенные славы, богатства и ученых степеней при­верженцы оперативного лечения активно продвигали медицину в сторону рационализма. В то время, когда Викер работал в Британии, во Фран­ции резал, зашивал и протезировал великий Амбруаз Паре, которого справедливо называют основоположником современной хирургии.

В то время Оперативное лечение проводилось без наркоза, и боль­ные испытывали невыносимые мучения. Гюи де Шолиак одним из первых среди коллег пытался применять местное обезболивание, употребляя для этого губку, пропитанную смесью опия, сока паслена, белены, мандраго­ры, болиголова и латука. В качестве общей анестезин доктор предлагал больному вдыхать испарения соков перечисленных растений, Профессор Гунтер из Андернаха (1487—1574 годы), работавший на медицинском факультете Парижского университета, именно он ввел понятия «физиология» и «патология»;

Весьма уважал анатомию французский «цирюльник» Жак Дюбуа (1478-1555 годы). Одним из первых начав вскрытия человеческих трупов

С диагностической и научной целью, он заслуженно носил звание профессора медицины Парижского университета и латинское имя Якобус Сильвиус. Столетие спустя его имя получило известность благодаря сочинениям голландского анатома Франсуа де Бое, частично описавшего полушария головного мозга и присвоившего некоторым частям названия «Сильвиевы».

Начиная с середины 16 века, жителям Европы пришлось физически испытать влияние идей богослова Кальвина (1509-1564). Время диктата упрощенной формы протестантизма вошло в историю под названием Реформация. Отличаясь крайней религиозной нетерпимостью, в 1541 г Кальвин стал фактическим диктатором Женевы, превратив в ее центр религиозного фанатизма. Городской совет столицы Швейцарии одобрил «Церковные установления», подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских верующих, особенно детей. Были приняты строгие правила в целях укрепления морали, вызывавшие недовольство горожан бессмысленной регламентацией, например законами, запрещавшими танцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. По указанию Кальвина к сожжению приговаривались лучшие ученые того времени, среди которых первым казненным за инакомыслие был испанский мыслитель и врач Мигель Сервет (1511-1553г). С его именем связано движение антитринитариев, как называли активных противников основного догмата христианства – учения о святой троице.

Пока хирургия оставалась в руках брадобреев, пока не признавалась анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран в этой области врачевания не могло быть существенного прогресса. Однако неко­торые операции внесли значительный вклад в историю оперативной медицины. Пьер Франко впервые осуществил надлобковую цистотомию; проще называемую вскрытием мочевого пузыря. Доктор Фабриций Гильдан блес­тяще проводил ампутации бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на проти­водействие церкви, не раз проводил пластические операции, восстанавли­вая форму носа у больных сифилисом.

Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии итальянский врач Джироламо Фабриций из Аквапенденте (1537—1619 годы) обобщил хирургические знания своего времени в двух­томном труде, изданном уже в 1617 году. Профессор из Падуи прославился своей щедростью: на деньги, собранные за многие годы его врачебной практики, был построен знаменитый анатомический театр. Уникальное в то время сооружение составило славу Падуанского университета, а медики Евро­пы получили возможность открыто и комфортно проводить вскрытия.

Противоестественное разделение медицины стало характерной чертой развития этой науки в эпоху Средневековья. Подобного не знали античные врачеватели и не узнают потомки схоластов и «цирюльников». В условиях запрета на специальное образование хирурги создавали школы при корпо­рациях, а затем начали открывать хирургические школы, сразу заслужив­шие уважение вследствие превосходной практической подготовки медиков. Первая Хирургическая академия была основана только в 1731 году при Па­рижском университете, но на такую дерзость потребовалась инициатива ко­роля. Через два года после открытия прогрессивное учебное заведение полу­чило статус медицинского факультета. Во время Французской революции, уже в качестве консервативного, университет в Париже прекратил суще­ствование, но Хирургическая академия продолжала действовать, став основой медицинских школ Нового времени.

В эпоху Средневековья самые ужасающие бедствия казались ничтожны­ми по сравнению с массовыми инфекционными заболеваниями, уносившими больше жизней, чем война или голод. Только в XIV веке от колоссальной эпидемии чумы скончалось около трети жителей Европы, История челове­чества насчитывает три пандемии бубонной чумы (от греч. bubon — «опу­холь в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана».

Современные медики связывают эпидемический характер чумы с ужа­сающей антисанитарией средневековых городов, с точки зрения гигиены невыгодно отличавшихся от античных полисов. С падением Римской импе­рии ушли в прошлое полезные санитарно-гигиенические достижений древ­ности, перестали исполняться и постепенно забылись строгие предписа­ния, касающиеся ликвидации отбросов. Бурный рост европейских городов, лишенных элементарных гигиенических условий, сопровождался накоп­лением бытовых отходов, грязи и нечистот, увеличением численности мух и крыс, ставших переносчиками различных инфекций.

Пандемия чумы предоставила медикам XIV столетия огромный матери­ал для изучения чумы, ее признаков и способов распространения. В течение долгих веков люди не связывали повальные болезни с антисанитарными условиями существования, приписывая недуги божественному гневу. Только самые отважные лекари пытались применить хоть и примитивную, но ре­альную терапию. Пользуясь отчаянием родственников зараженного, много­численные самозванцы «из числа кузнецов, ткачей и женщин» «лечили» посредством магических ритуалов. Невнятно бормоча молитвы, часто при­меняя сакральные знаки, знахари давали больным снадобья сомнительного свойства, одновременно взывая к Богу.

После бесславного завершения Крестовых походов в Европе появилась проказа (лепра). Страх перед неизвестным заболеванием, уродовавшим не только облик, но и психику человека, определил нетерпимое отношение к не­счастным со стороны общества, светских и церковных властей. В настоящее время выяснено, что лепра не столь заразна, как ее представляли средневе­ковые обыватели. Еще не зарегистрировано ни одного случая заражения врачей или санитарок в современных лепрозориях, хотя персонал находится в непосредственном контакте с инфицированными.

Период от заражения до смерти часто длился несколько десятков лет, но все томительные годы больной человек официально считался умершим. Прокаженных публично отпевали в храме и объявляли мертвыми. До появления приютов эти люди собирались в колониях, устроенных вдали от любых поселений на специально отведенных участках. «Мертвым» запре­щали работать, однако позволяли просить подаяние, пропуская за городские стены только в назначенные дни. Одетые в черные хламиды и шляпы с бе­лой лентой, прокаженные скорбной процессией ходили по улицам, отпуги­вая встречных звоном колокольчика. Делая покупки, они молча указывали на товар длинной тростью, а на узких улочках прижимались к стенам, со­храняя предписанное расстояние между собой и прохожим.

В XIV веке европейцы узнали загадочный недуг, выражавшийся в обиль­ной потливости, сильной жажде и головной боли. ПЬ основному симптому болезнь назвали потницей, хотя с точки зрения современной медицины это была одна из форм гриппа с осложнением на легкие. Время от времени бо­лезнь возникала в разных странах Европы, но чаще всего тревожила жите­лей туманного Альбиона, вероятно, поэтому она получила второе назва­ние — «английский пот». Внезапно заболев, человек обильно потел, его тело становилось красными и нестерпимо смердело, затем появлялась сыпь, переходящая в струпья. Больной умирал в течение нескольких часов, даже не успевая обратиться к врачу.

Внезапность заражения и столь же быстрая смерть вызы­вали немалые трудности религиозного характера. Родственникам обыч­но не хватало времени, чтобы послать за духовником, человек умирал без соборования, забирая на тот свет все свои грехи. В этом случае церковь запрещала предавать тело земле, и трупы складывали кучей за кладбищенской оградой. Человеческие потери от потницы (в 1517 году погибло 10 тысяч англичан) были сравнимы только со смертно­стью во время чумы.

2. Древнерусское государство.

Из-за длительного гнета татаро-монгольского ига, медицина в этом периоде не продвинулась, т.к. иго значительно затормозило развитие, как в научном, так и в медицинском плане Русь. Поэтому медицина оставалась преимущественно народной, обучение лекарей в то время проходило по типу передачи знаний от отца к сыну, назывались они народными врачевателями или лечцы. Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты трудов лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану. Хотя были и свои плюсы: отсутствие жесточайшего гнета со стороны религиозных культов, а также высокая санитарная культура. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня. Влажный горячий воздух помогал справляться с простудными заболеваниями, поднимал настроение, оказывал благотворное влияние на человека уставшего после недели праведных трудов. Первое подробное описание старинной бани встречается в рукописи Нестора. Самое чистое и теплое помещение в усадьбе использовались не только для омовения тела. Здесь принимали роды, купали младенцев, делали массаж и лечили простуду, накладывая на тело горячие горшки. В бане знахари вправляли вывихи, растирали тело лекарственными мазями, пускали кровь, исцеляли болезни суставов. Знаменитый акушер Максимович-Амбодик отметил: «русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке 17 века нет такого лекарства, которое равнялась бы силе бани».

С введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей, лечивших князей и бояр за солидную плату.

На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народные сказания об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве постоянной лекарки богатыря. В новгородской переписи 1583 года упоминали о «Натальице клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей.

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В 1635 году закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троице-Сегиевской лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий Монастырь.

Кроме этих больниц существовали и гражданские лечебницы, например боярин Ртищев устроил больницу из двух палат на 15 коек водном из Московских подворье.

Медицинское дело требовало организации и создания центрального органа. Еще при Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр, а в 1620 г. создан аптекарский приказ с постоянным штатом, содержащийся за счет государственной казны. Его функции были многочисленны: организация и снабжение импортными и отечественными зельями, организация медицинской помощи знатному населению, подготовка лекарей, приглашение иностранных врачей, принятие противоэпидемических мер.

Как отмечено, в 1654 г была создана школа для подготовки русских врачей. После окончания этих школ лекари обычно направлялись в войска.

Эпидемии повальных болезней, регулярно уносившие в могилу большую часть европейского населения, к сожалению, не обходили стороной и Древнерусское государство. В летописях упоминается о 50 «моровых поветриях, язвах, оспах» только за период 11-18 веков.

Таким образом, медицина Руси пошла тем же путем развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии и рабства.

3. Византийская медицина.

Временем основания Византии символически считаются первые годы правления Константина 1 Великого (285-337 годы). Вступив на престол в 306 году, римский император последовательно проводил государственную политику, поддерживал христианскую церковь, одновременно сохранив языческий культ. В 304 году на месте древнегреческого города Византий лично императором была заложена, а через 30 лет торжественно открыта новая столица - Константинополь. Величественный город получил имя своего создателя, пожелавшего превзойти славу Рима. Его заботами в сто­лице было построено 30 дворцов и храмов, множество роскошных зданий для римских вельмож, два театра, цирк, ипподром.

Византия - условное название Восточной Римской империи. Со вре­мен Константина и до завоевания турками в 1453 году государство называ­лось империей Ромеев или Романией. Обозначение «Византийская империя» введено историками уже после того, как Романия перестала существовать. Если в западных провинциях империи не прекращались кровопролитные войны, то на востоке процветали ремесла, велась оживленная торговля с Аравией, Персией, Индией, Китаем.

В IX веке установились дипломатические отношения с Киевской Русью, положив начало взаимодействию Культур. В Византии сохранялись многие античные традиции, формировалась культура, отнюдь не тожде­ственная культуре Средневековья. Потомки древних иудеев именова­лись римлянами (по-гречески - ромеями). В государстве действовало римское законодательство, латинский язык утвердился в качестве официального до V века, когда он сменился на греческий. Государственная идеология не учитывала самосознания граждан, представляя собой по­литический компромисс между христианством и системой взглядов Свя­щенного Рима...

В ранний период существования государства (IV-VШ века) Византии принадлежали Греция, Фракия, Малая Азия, Сирия, Палестина, эллинисти­ческий Египет. Наследие античных традиций особенно ярко проявилось в бы­ту жителей Константинополя. Основанный римлянином город долго сохранял античный облик. По подобию Рима в столице строились термы, здания уто­пали в садах, площади украшали фонтаны; приветствовались охота; спорт, посещение театров. Горожане устраивали античные праздники, одевались в соответствии с римской модой, но молились в православных храмах.

В древней Византии существовали немалые трудности с водоснабжени­ем. Горько-соленая вода малочисленных колодцев была практически непри­годна для питья. По инициативе Константина в столице началось строитель­ство акведуков, обеспечивших бесперебойную подачу воды в жилые кварталы. Одним из самых знаменитых водопроводов стал двухъярусный акведук, постро­енный в IV веке по приказу императора Валента (328-378 годы) и названный его именем. Каменный водопровод на высоких аркадах пересекал весь город, проходя над улицами и крышами зданий. Еще более грандиозными размера­ми отличался акведук, построенный Юстинианом Великим (482-565 годы). Четыре яруса арочного моста проходили над широким потоком, заключая в себе водопровод, способный создать огромные запасы питьевой воды. Бла­годаря мощным гидротехническим сооружениям Константинополь успешно выдерживал длительные осады.

Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также уникальными памятниками старинной архитек­туры. В современном Стамбуле успешно действует один из древних резерву­аров цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай, что в переводе означает дворец, провалившийся под землю. Подземное хранилище действительно напоминает дворец: на площади 7000 квaдpaтных метров в четком порядке располагаются 336 колонн, поддерживающих высокие своды потолка. Се­годня цистерна Базилики входит в музейный комплекс храма Святой Со­фии. Туристы осматривают подземные залы, совершая плавание на ве­сельных лодках. Первые общественные бани Константинополя устраивались по подо­бию римских терм, но со временем надобность в роскоши отпала.

 

Врач с острова Эгина, Павел Эгинский, брался за самые трудные случаи, опираясь на опыт александрийских наставников. Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem» в 7 книгах. Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохра­нился. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого ав­тора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хи­рургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах.

В сочинениях византийских теоретиков позднего Средневековья осо­бенно ощущалось влияние арабской медицины. К тому времени стали традицией практическое использование пере водных работ египетских ав­торов и учеба в Александрии. Среди множества произведений подобно города наиболее известен труд «О свойствах пищи», созданный Симеоном Сифом (IX век). Фармацевтический трактат Николая Мирепса (ХIII век) использовался на медицинских факультетах в качестве методического по­собия вплоть до ХVII столетия.

Золотой век Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 год, когда ее земли простирались от Италии до Армении. Тогда же заверши­лась ассимиляция греческих славян, почти утративших свой язык, тради­ции и национальное самосознание. Устойчивость экономики основыва­лась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотой монеты (солида), чеканившегося со времен Константина 1. Императоры Македонской династии (867-1056 годы) воплощали собой идею избран­ности и «незыблемости воли, ниспосланной свыше».

Достаточно высокий уровень византийского врачевания показан в ста­ринном лечебнике, написанном приблизительно в XI-XIY веках. Обшир­ный медицинский трактат в духе времени собран из компилятивных трудов, но немалую часть его составляют авторские работы. Дошедший до наших дней в виде рукописи на 286 листах пергамента документ хранится в Биб­лиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Первые 70 листов посвящены служителям церкви, авторам догматических сочинений о душевных и телес­ных благах. В сборник включены письма Гиппократа, трактат о терапии, на­писанный разными авторами, сочинение Галена «О весах и мерах».

Постепенный упадок Византии проходил на фоне обновления жизни средневековой Европы. Крах империи ускорили Крестовые походы: евро­пейцы устремились на Восток сначала как паломники, затем в качестве завоевателей. Продолжительная военная кампания усилила духовное от­чуждение между восточными и западными христианами. В начале ХIII века завоеванная Византия разделилась на несколько государств с латинскими Греческим населением.

4. Арабские халифаты.

Являясь продолжением древней культуры, арабская медицина в зна­чительной степени определила уровень европейской науки. Энцикло­педические труды, созданные на Востоке, были переведены на евро­пейские языки, сыграв важную роль в развитии латинской медицины. Обобщающие энциклопедические труды восточных теоретиков способ­ствовали осмыслению практического опыта и абстрактных концепций античных врачей.

Устроенное по античному образцу медицинское образование в IV - УII ве­ках носило светский характер. Основным центром научной мысли и рацио­нальной практики оставалась Александрия. Диплом о ее окончании был отлич­ной рекомендацией начинающему специалисту; отзыв наставников Мусейона открывал доступ к придворной карьере. В разное время здесь обучались самые великие медики древности и раннего Средневековья. Столицей философии, как и раньше, были Афины. Основанная Платоном школа продолжала рабо­тать, увлекая ученый мир идеей «изменчивого и преходящего бытия». Лучших юристов готовили в Вейруге. Знаменитая школа риторики располагалась в Га­зе; преподавание здесь велось на греческом языке.

Арабский халифат возникли как результат политических преобразований, имевших место после смерти пророка Мухаммеда, когда власть пере­шла к его преемникам - халифам. Четкие географические контуры госу­дарства определились в правление династии Омейядов (661-750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка - Аббасиды, правившие до 1258 года. Выжившие после переворота представители Омейядов сумели отстоять свои запад­ные владения, основав Кордовский халифат в Испании. Одновременно ди­настия Саманидов образовала государство в Средней Азии, избрав рези­денцией Бухару.

Развитие науки в Арабском халифате проходило под сильным влиянием исламской идеологии. Мусульмане разделяли знания на две сферы: традицион­ные «арабские» и всеобщие «иноземные». К первым относились преимуще­ственно гуманитарные дисциплины, например грамматика, лексикография. Их постижение предусматривало изучение жизни пророка, его деятельности, высказываний, отраженных в хадисах или Коране. Даже в настоящее время каждый правоверный обязан знать наизусть хотя бы часть Корана, а ученые Средневековья заучивали священную книгу в полном объеме.

«Иноземные» науки считались вторичными, а их изучение приспо­сабливалось к обстоятельствам. Без знания истории невозможно понять жизнь Магомеда, математика помогала составлять точный календарь, сознанием географии легче очертить контуры подвластных земель. Одоб­ренная Аллахом медицина почиталась как полезная наука, в задачу кото­рой входил поиск лечебных средств, якобы уже созданных всевышним. Согласно исламу, Аллах вначале создает лекарство, а затем разрешает людям болеть.

К началу Х века в Арабском халифате сформировалась определенная си­стема обучения. Среднее и высшее образование мусульмане получали в мед­ресе, где программа допускала изучение Откровения и познание окружа­ющего мира. Таким образом, медицина начиналась с религиозных догм, но постепенно переходила к светской философии и практическому врачеванию. На этом этапе разрешалось и даже вменялось постигать «иноземные» науки. Владение логикой античных мыслителей позволяло методично разбирать причины болезней, дабы не ошибиться в диагнозе и не прогневить Аллаха.

Вследствие активной переработки античного наследия, прежде всего переводов рукописей, арабы способствовали смещению центра мировой науки с Запада на Восток. В конце первого тысячелетия учебные заведения существовали в Кордове, Дамаске; Багдаде, Каире, Самарканде, Бухаре. В каждом из этих городов имелись библиотеки, насчитывающие сотни ты­сяч томов. Багдадский эмир аль-Мамун основал грандиозный Дом Мудрос­ти, являвшийся одновременно книгохранилищем с читальным залом и мес­том для общения городских мудрецов. Здесь не ублажали тело, подобно римлянам, которые рассуждали о материи, нежась в клубах горячего пара. Восточные ученые приходили в библиотеки работать и заботились о душе, причем не только о своей. Они постигали науки, для того чтобы приложить знания на практике. Вероятно, поэтому в Средневековье только арабская медицина осуществляла свое Истинное предназначение.

Дворец мудрости по образцу багдадского был учрежден в Каире в 1005 году, по инициативе халифа аль-Хакима. На базе этого центра воз­ник ученый союз под названием Общество просвещенных, ставший прооб­разом европейских академий наук. В то время как на Западе работало лишь два университета - в Болонье и Салерно, только в Кордовском халифате действовало около 70 домов мудрости, 17 медресе и множество частных библиотек. Багдадский врач Ибн аль - Талмит владел фармакопеей (библио­тека по фармацевтике), считавшейся лучшей в Мире. Из 20 тысяч имевших­ся в собрании рукописей большинство аль - Талмит переписал лично. Более 10 тысяч томов находилось в библиотеке главного медика Дамаска, при­дворного врача Ибн аль-Мутрана.

В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», Что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или на­рушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или пере­мены Погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была орга­низована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегон­ный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl - «алкоголь».

Влияние византийских традиций на развитие больничного дела в хали­фате выражалось в похожей организации и принципах лечения. Основан­ные как заведения светские, первые больницы назывались персидским словом «бимаристан». Крупное лечебное учреждение действовало в Да­маске. По воле халифа аль-Валиде из рода Омейядов больница, открытая в 705 году, предназначалась для прокаженных. Позже специализирован­ные приюты начали принимать стариков, калек и умалишенных.

Все лечебницы халифата, в том числе и общего типа, создавались на средства правителя города, находились у него под контролем и щедро фи­нансировались, так как помощь несчастным считалась делом богоугодным. По византийскому образцу медиков обучали на месте. Слушатели врачеб­ных школ, наряду с изучением теоретических основ, принимали участие во врачебных обходах, ходили к больным на дом. Арабским нововведени­ем было культурное обслуживание пациентов: при больницах работали библиотеки.

«Отцом больничного дела» можно с уверенностью назвать султана Ахмада ибн Тулуна (868-884 годы). Наместник Аббасидов в Египте про­славился организацией благотворительных лечебниц, предназначенных только для бедных. Приказом султана врачи не имели права принимать солдат и придворных. Традиционно покои разделялись на две половины: мужскую и женскую, в палатах совместно находились пациенты с похо­жими заболеваниями. На содержание самой первой больницы отпуска­лось 60 тысяч динаров в год из личных средств Ахмада ибн Тулуна, а сам он посещал свое «детище» каждую пятницу (выходной день у мусульман). На благотворительных началах во дворце действовала аптека, где врач бесплатно отпускал лекарства всем желающим.

Авиценна.

Латинское имя Авиценна (980-1037 годы) носил восточный мысли­тель Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, прославившийся ученостью во всех средневековых науках. Творче­ство восточного философа занимает особое место в истории мировой культуры. Серьезный врач, математик, поэт получил признание еще при жизни, заслужив почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых). Его теории и практическая деятельность обогатили науку открытиями, предоп­ределившими ее отделение от религии. Многочисленные сочинения Ави­ценны пользовались широкой известностью, хотя философский трактат «Книга исцеления» противоречил церковным догмам и был сожжен на центральной площади Багдада в 1160 году. Главное произведение его жизни, «Канон врачебной науки», более 30 раз издавался в латинском переводе. Европейский вариант этого труда 5 столетий служил учебни­ком по медицине для студентов и молодых специалистов, как Востока, так и Запада.

Хусейн сын Абдаллаха появился на свет в селении Аl3шана, располо­женном близ Бухары, но столицу мальчик увидел только в пять лет. При Саманидах отец Авиценны занимал почетную должность начальника сбо­ра налогов, оттого семья не нуждалась в средствах. На рубеже тысячеле­тий Бухара являлась одним из самых цивилизованных городов Востока, что выражалось в наличии большого числа учебных заведений. Наряду с Кораном, в школах преподавали грамматику, стилистику, поэтику, ариф­метику и алгебру.

Получив начальное образование под руководством отца, отличаясь

исключительными способностями, к 10 годам Хусейн неплохо владел рели­гиозной философией. В столь нежном возрасте он выучил наизусть Коран, освоил грамматику персидского и арабского языков, риторику, литературу, историю, пробовал сочинять стихи. Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и мусульманское право - у Исмаила Захида.

Точные науки начал изучать под руководством домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили. Вскоре воспитатель признал, что в логике, Евклидо­вой геометрии и астрономии Птолемея ученик намного его превзошел. Не надеясь получить новые знания от наставника, мальчик начал заниматься самостоятельно. Благодаря увлечению естественными науками он обратил внимание на медицину, которую осваивал в доме бухарского врача Абу Мансура Камари, совмещая теорию с практи­кой. Начиная с 17 лет Хусейн лечил домочад­цев, соседей, не отказывая никому из тех, кто нуждался в лечении.

Когда слава юного целителя вышла за пределы городских кварталов, его призвал эмир Нух ибн Мансур. Правитель Бухары уже много лет страдал неизвестной болезнью и думал, что вскоре отойдет в мир иной. Одна­ко Авиценна вылечил владыку, потратив на это всего несколько дней. Благодарный эмир щедро наградил спасителя, разрешив пользо­ваться дворцовой библиотекой, в те времена считавшейся самым богатым хранилищем книг на Ближнем Востоке. Результатом двухлет­него изучения древних рукописей стало великолепное знание логики, есте­ственных наук, греческой медицины, философии и метафизики.

В 999 году Бухара перешла во власть правителей рода Караханидов, а че­рез 3 года скончался отец. Потеряв семью и покровителя, Авиценна не видел смысла оставаться на родине и вскоре покинул ее. В Хорезме политическая обстановка была более спокойной, но государством правил безжалостный султан Гасни Махмуд. Не желая неприятностей в отношениях с властями, молодой ученый вновь пустился в странствие. Немного задержавшись в Хорасане, Авиценна избрал местом жительства Гурган – небольшое княжество на побережье Каспийского моря. Здесь он встретил Абу Убейда Джузджани, пожелавшего посвятить известному ученому свою жизнь. Став его сторонником, учеником, слугой и другом, юноша принял на себя обязан­ности биографа. Его перу принадлежит первое жизнеописание Авиценны, за­конченное временем пребывания в Хорасане.

Благодаря старательности Абу Убейда Джузджани потомкам известны многие факты жизни и творчества его учителя. В Гургане Авиценна возоб­новил научную деятельность; начал работу над книгой и открыл врачебную практику. Именно здесь были написаны несколько книг его главного меди­цинского труда, позже получившего название «Канон врачебной науки». Подлинно медицинская энциклопедия представляет все древние и современные автору знания, касающиеся профилактики и лече­ния заболеваний. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, созданной Восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был ос­новным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы.

В «Каноне» содержатся предостережения относительно опасности некоторых лекарств, указания на необходимость выявления их побочного действия, на наличие их взаимодействия в ту или

иную сторону (усиления или ослабления) при совместном приеме.

В то время передовые деятели науки безрезультатно выступали против господства суе­верий, резко отвергали астральные представления, высмеивали «целебные» им свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, Противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены.

Все же большинство медиков охотно применяло мистику, а иногда вов­се заменяло ею рациональное лечение. Эмиров и султанов врачевали с По­мощью магической цифрологии, предоставляя судьбу владык воле Аллаха. Придерживаясь Взглядов Галена на физиологию, восточные коллеги Ави­ценны не занимались анатомией, без развития которой немыслимо постро­ение рациональной патологии.

 


Вопросы для тестового контроля


1. В каком из городов создавались «дома мудрости»?

1. Багдад

2. Константинополь

3. Рим

 

2. В каком году город Константинополь переименован в Стамбул?

1. 1543г.

2. 1453г.

3. 1412г.

3. Какое из перечисленных оперативных вмешательств разработал Али ал Маусили?

1. удаление катаракты.

2. энуклеация глаза

3. пластику носа

4. Кто описал легочное кровотечение?

1. Шота Роставери.

2. Ибн ал Нафис

3. Авиценна

 

5. Ибн ал Хасиам успешно изучал:

1. анатомию глаза

2. анатомию печени

3. анатомию сердца

 

6. Метод борьбы с оспой – вариоляция, предложил?

1. Разес

2. Гален

3. Авиценна

 

7. Что считал Ибн-Сина причиной болезни?

1. вредности местности

2. вредности условий быта

3. вредности условий труда

4. душевные потрясения

5. все ответы верны

 

8. Кто из восточных врачей использовал ртуть для лечения сифилиса?

1. Ибн-Сина

2. Гален

3. Шота Роставери

 

9. «Врач, не овладевший искусством хирургии, подобен птице с одним крылом» сказал:

1. Авиценна

2. Амирдовлат Аматситс

3. Гален

 

10. Энциклопедическая работа «Польза медицины» принадлежит:

1. Амирдовлат Аматситс

2. Ибн-Сина

3. Шота Роставери

 

11. Мхитар проводил обследование больного при помощи?

1. пальпации

2. перкуссии

3. аускультации

 

12. В течение, какого периода времени существовала Киевская Русь?

1. 300 лет

2. 500 лет

3. 200 лет

 

13. Перечислите, какие самостоятельные княжества образовались из Киевской Руси:

1. Черниговское

2. Новгородское

3. Владимиро-Суздальское






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.