Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание советской государственной системы






 

Осенью 1917 года в стране обостряется политический кризис. Развал экономики и война усугубляли социальную напряженность. В ходе восстания в Петрограде к 25 октября 1917 года все ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочих Красной гвардии. К вечеру этого дня начал работать II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России, сформирован Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. Устранялись комиссары Временного правительства. Съезд выбрал новый ВЦИК.

Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты (о мире, земле) имевшее конституционное, основополагающее значение. 5 января 1918 года открылось Учредительное Собрание. На другой день ВЦИК издал декрет о роспуске Учредительного Собрания. После роспуска Учредительного Собрания единым высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд советов, параллельно существовала система Советов крестьянских депутатов (влияние эсеров). В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был ВЦИК. Структура ВЦИК: Президиум (состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работы комиссии и отделов), отделы (организация и ведение комиссией текущей работы).

Период с октября 1917 года по март 1918 года характеризуется установлением Советской власти практически по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Успешное развитие событий ставило на очередь вопрос об организации системы управления страной. Этот процесс начался в ходе вооруженного восстания, затем создание на съезде советов ВЦИК и Совнаркома. Ими к лету 1918 года было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды, избираемые Советами, которые в своей деятельности руководствовались революционной совестью. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жестокими. В декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. В своей деятельности она нередко допускала превышение полномочий: арест, следствие, суд, приговор и его исполнение. Восстановление в начале 1918 года смертной казни стало еще одним шагом на пути эскалации насилия.

С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 года утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года – декрет о свободе совести.

В области национальных отношений провозглашались равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Отменены национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.

Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Как известно, меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства. В ноябре 1917 года левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства, но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении и других социалистических партий и создании «однородного социалистического правительства». В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А. Я. Коллегаев, В. А. Карелин, П. П. Прошьян, В. Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии – А. И. Егоров, М. А. Муравьев, а также и в ВЧК.

Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и сторонников Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания – меньшевики и правые эсеры видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918г. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. От имени СНК Я.М. Свердлов предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были отражены принятые декреты, и предложил Учредительному собранию признать Советскую власть. Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседаний. Лишившись кворума, делегаты решили продолжить работу; ими Россия была объявлена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть. Отрицательное отношение к «Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа» было, скорее всего, обусловлено тем, что в ней Россия объявлялась Республикой советов с сосредоточением всей полноты власти в центре и на местах в руках Советов. По мнению многих депутатов, это перечеркивало значимость Учредительного собрания.

10 января 1918г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918г. – III Всероссийский съезд крестьянских депутатов и в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил «Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа». Приставка к правительству – «временное» – была снята. Съезд объявил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).

Система власти на местах в целом сложилась за период с октября 1917 до 1918 года. Проведена ликвидация низовых земских органов. Деятельность как местных, так и центральных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям передавалось значение законодательных актов.

III съезд Советов (январь 1918) стал объединяющим для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, съезд принял «Декларацию прав трудового и эксплуатируемого народа». Декларация определила Россию Республикой Советов и подчеркнула всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Съезд законодательно закрепил систему Советов, как организацию власти и федерацию национальных республик – как систему государственного устройства.

3. Экономическая политика Советского государства (1917–1918 гг.)

Социалистическое преобразование общества предполагалось провести путем присвоения частной собственности и полной реорганизации финансовой системы; последняя намечалась на вторую половину 1918 г. Уничтожение денег было поставлено целью в программе Коммунистической партии в мае 1919 г.

Правовое регулирование экономики выражалось прежде всего в мерах по национализации промышленности, финансов и транспорта. Национализация крупной промышленности началась уже осенью 1917 г. Этот процесс прошел в несколько этапов.

На первом этапе (осень 1917–весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения власти, как центральной, так и местной.

С весны 1918г. начался второй этап – национализация не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности, для которых устанавливался количественный критерий национализации – размер основного капитала предприятия. В июне 1918 г. декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и железнодорожного транспорта.

Еще в декабре 1917 г. ВЦИК издал Декрет о национализации банков, объявив банковское дело государственной монополией. Летом 1918 г. были национализированы сахарная и нефтяная промышленность, железные дороги, еще раньше – речной флот и внешняя торговля.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ), который действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля, фабрично-заводских и профессиональных организаций. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915–1917 гг.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

ВСНХ должен был осуществлять руководство работой всех органов экономического управления, все хозяйственные законопроекты и декреты передавались в правительство через его аппарат, председатель ВСНХ получил ранг комиссара по организации и регулированию производства.

Поначалу ВСНХ мыслился как центральный орган регулирования всего народного хозяйства страны, на практике он превратился в главный орган управления государственной промышленностью.

В январе 1918 г. ВСНХ принял на себя функции контроля за финансированием промышленности и выплатой зарплаты.

Тогда же в структуре ВСНХ были образованы комиссии по отраслям промышленности (будущие главки и центры), создавалась сеть местных органов.

Январским Декретом в каждой области и губернии образовывались местные совнархозы, работавшие под контролем ВСНХ. В мае 1918 г. I Всероссийский съезд совнархозов утвердил эту систему, в целом повторяющую систему Советов рабочих и крестьянских депутатов. ВСНХ рассматривался как «экономический Совнарком».

Уже в первые месяцы 1918 г. ВСНХ стал проводить работу по созданию систем объединенного управления для каждой конкретной отрасли промышленности. Используя созданные еще перед революцией органы центрального управления отраслями промышленности (центры), ВСНХ сформировал систему главков, находившуюся под его контролем.

Происходила специфическая смычка промышленников, управляющих, инженерно-технического персонала с новой властью. Цель смычки – восстановить промышленное производство страны. На этом этапе власти еще не предполагалось проводить широкомасштабную национализацию промышленности.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций, проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли, другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные, совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Еще в середине октября 1917 г. на Всероссийской конференции фабрично-заводских комитетов были сформулированы основные положения о рабочем контроле. Образующиеся на предприятиях рабочие комиссии были призваны решать все вопросы организации производства вплоть до согласования деятельности предприятия с хозяйственными планами. Контрольные комиссии объединялись для контроля над целой отраслью промышленности, а затем и в общегосударственном масштабе.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Эта мера была первой в ряду других по управлению экономикой, введенных новыми властями. Рабочий контроль осуществлялся фабрично-заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский совет рабочего контроля. В состав последнего входили: представители ВЦИК (в декабре 1917 г. представители двух органов – рабоче-солдатского и крестьянского ВЦИК), Всероссийского центра рабочей кооперации, Всероссийского союза агрономов, каждого профсоюза.

Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.

Третий этап национализации промышленности пришелся на период Гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принял положения. Объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Централизованная система управления промышленностью, сосредоточенная в ВСНХ, сложилась к концу 1918 г. и получила название главкизм. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность (через Главкустпром ВСНХ). Составной частью главкизма стала трудовая повинность как специфическая форма привлечения к труду. Широко использовались трудовые армии, комплектующиеся из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 г. на военное положение был переведен весь транспорт страны.

Введение принудительного труда объяснялось требованиями экономического планирования. Трудовые ресурсы должны были быть поставлены под такой же централизованный контроль, как и все остальные ресурсы (сырьевые, финансовые, продовольственные и др.). О необходимости всеобщей трудовой повинности большевики впервые заговорили еще в апреле 1917 г. На II съезде Советов эта мера была определена как первоочередная.

В декабре 1919 г. была создана комиссия по трудовой повинности во главе с Л. Троцким. Комиссия разработала программу, включавшую следующие положения: создание трудовых армий, введение в промышленности и в сельском хозяйстве методов военной дисциплины, принудительное перемещение трудовых ресурсов и проч. (Трудовые армии были распущены в конце 1921 г., тогда же отменена мобилизация в промышленности.)

Фабричные комитеты и профсоюзы в новых экономических условиях существенно изменили свой статус. Еще в ноябре 1917 г. рабочие комитеты играли важную роль в системе органов рабочего правления. Однако синдикалистские тенденции, проявившиеся в деятельности этих органов, вскоре были пресечены созданием мощного бюрократического органа управления промышленностью – ВСНХ, которому подчинялись Всероссийский совет рабочего контроля.

В январе 1918 г. в соответствии с решением Съезда профсоюзов многие средства контроля над производством передавались от фабричных комитетов профсоюзам. Не удалась попытка создать в стране сеть полномочных рабочих представителей, независимых от государственных органов и профсоюзов.

Происходило огосударствление профсоюзов и усиление партийного контроля над их организацией. Провозглашенное еще в июне 1917 г. право профсоюзов организовывать забастовки формально не было отменено новой властью. Но на практике забастовки разрешались на частных предприятиях и запрещались на государственных. Ответственность за недопущение и прекращение забастовок на государственных предприятиях возлагалось на профсоюзы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.