Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие государственные учреждения. Реформы 60-х–70-х годов привнесли в управление страной некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительные учреждения местного






Реформы 60-х–70-х годов привнесли в управление страной некоторые элементы буржуазной государственности: выборные представительные учреждения местного административно – хозяйственного управления, выборные органы суда (мировые судьи), основы буржуазного судопроизводства, более гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, принцип всесловности в комплектовании армии, в деятельности органов народного просвещения и т. д. Эти реформы способствовали развитию торговли, промышленности, кредитной системы.

Изменения претерпел и кадровый состав управления. Представители буржуазии чаще стали приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств. Высшие государственные органы стали больше рассматривать дела, связанные с предпринимательством, собственностью, акционерными обществами и компаниями. Правительственный аппарат стал больше считаться с мнением дворянской и буржуазной общественности, выражаемым в печати и публицистике.

Численность бюрократии в начале XX века составила 385 тыс. человек, причем 161 тыс. из них составляли классные чиновники. Отряд чиновников пополнялся за счет представителей новых слоев общества: богатых людей из буржуазии, “третьего элемента” – вольнонаемного персонала органов самоуправления (врачи, учителя, статистики, агрономы и др.). К концу XIX века на государственной службе находилось 38 тыс. женщин.

Усложнившиеся задачи управления, появление в государственном аппарате чиновников, обладавших глубокими техническими знаниями, побуждали самодержавие осуществлять реформы гражданской службы, и в частности упразднить Табель о рангах. Комиссия о службе гражданской (1895–1901 гг.) подготовила проект нового “Устава о службе гражданской”, но до революции 1905–1907 гг. он не был принят. Установившиеся после реформ 60-х–70-х годов связи бюрократии с буржуазными предпринимателями вынудили принять закон (1884 г.), запрещавший чиновникам I–III классов входить в правления акционерных обществ и компаний.

Однако Россия все еще оставалась абсолютной монархией, а государство – крупнейшим собственником. К концу XIX в. ему принадлежало 1/3 земель, 2/3 лесов, 2/3 железных дорог, 7/8 телеграфа страны.

Высшими государственными учреждениями в это время оставались Государственный совет, Собственная его Императорского Величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий.

Государственный совет сохранил значение высшего законовещательного органа. Предложения расширить его состав, введя представителей земств, городов (проекты М. Т. Лорис-Меликова, П. Д. Святополк-Мирского), не были реализованы. Возглавлялся Государственный совет великими князьями Константином Николаевичем (1865–1881 гг.) и Михаилом Николаевичем (1881 – 1909 гг.). По характеру деятельности, составу, делопроизводству к Государственному совету близки были высшие комитеты, создаваемые по определенному поводу, с определенной целью, нередко временно: Главный комитет об устройстве сельского состояния, Второй Сибирский комитет (до 1864 г.), Кавказский (до 1882 г.), Западный (1862–1865 гг.), Комитет железных дорог (1859–1874 гг.), Комитет Сибирской железной дороги (1892–1905 гг.).

Комитет министров выполнял те же функции. Но в пореформенное время он становится органом карательной политики. По закону 1872 г., министр внутренних дел подавал на имя Комитета министров представления о запрещении книг или периодических изданий, которые признавались вредными. Комитет министров принимал решение об их уничтожении. За 1872–1904 гг. по его постановлениям было уничтожено около 200 изданий.

Через Комитет министров в эти годы проходили решения об усилении власти губернаторов, об усилении полиции, введении временных генерал-губернаторов, о евреях, о правилах печати и т. д. Пост председателя Комитета последовательно занимали граф П. Н. Игнатьев (1872–1879 гг.), граф П. А. Валуев (1879–1881 гг.), С. Ю. Витте (1903–1906 гг.) и др.

К началу XX в. Комитет министров сохранил характер высшего административного учреждения, в которое вносилась “масса административного хлама – все, что не было более или менее точно определено законами, а также высшие законодательные акты, которые рисковали встретить систематическое и упорное сопротивление со стороны Государственного совета” (С. Ю. Витте).

В ходе осуществления буржуазных реформ был создан новый высший правительственный орган – Совет министров (1861–1882 гг.). Он рассматривал мероприятия общегосударственного значения. В него входили министры, главноуправляющие, председатели Комитета министров и Государственного совета и некоторые близкие к царю лица. Председателем Совета был царь, ему же принадлежало право вносить на рассмотрение те или иные вопросы. Совет министров рассматривал годовые отчеты министров, их предложения о реформах. Иногда предложения сразу утверждались императором и получали силу закона.

Собственная его Императорского Величества канцелярия практически не изменилась в эти годы, продолжала играть значительную роль в аппарате, причем усилились карательные функции III отделения.

Сенат сохранил старое значение высшего органа суда и надзора, но осуществление судебной реформы 1864 г. и общественно-политическая обстановка в стране вызывали некоторые структурные изменения и в нем. Так, отпала необходимость в апелляционных департаментах Сената, которые раньше были высшей инстанцией для местных судов. Но были открыты кассационные департаменты (Уголовный и Гражданский), которые рассматривали жалобы на решения местных судов. Возглавляли их опытные чиновники из прокуратуры.

Буржуазные реформы повысили оперативность руководства местными учреждениями, умерили произвол местной администрации и полиции. Это снизило потребность в сенатских ревизиях и соответственно роль Сената как контролирующего органа. Поэтому в пореформенный период было проведено всего 20 сенатских ревизий.

В 1884 г. в Сенате был создан 2-й апелляционный департамент с иными функциями. Назывался он “крестьянским”, так как рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия, на губернское присутствие по хозяйственному и земельному устройству крестьян.

В 1872 г. в составе Сената было учреждено “Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах” – высший суд по политическим делам. В него входили пять сенаторов, первоприсутствующие и назначаемые царем по списку Министерства внутренних дел и юстиции на год сословные представители – губернский и уездный предводители дворянства, губернский городской голова и волостной старшина Петербургской губернии. Большинство дел рассматривалось при закрытых дверях, отчеты печатались в сокращенном виде. Кассационные жалобы на его решения разрешалось подавать в общее собрание Гражданского и Уголовного кассационных департаментов Сената. В особом присутствии рассматривались крупнейшие процессы того времени: дело “долгушинцев”, о демонстрации на площади Казанского собора 6 декабря 1876 г., “процесс 50-ти”, “процесс 193-х” и процесс “первомартовцев”, “ южно-российского союза рабочих” (1877 г.). Но реакция общественного мнения на эти процессы была резко отрицательной, что и заставило правительство принять соответствующие меры. И уже с 1878 г. политические дела рассматривались в военно-окружных судах на закрытых и ускоренных процессах. В 1885 г. в составе Сената был образован Высший дисциплинарный суд, который в обход принципа “несменяемости судей” получил право устранять неугодных судей.

Святейший Синод в эти годы практически не изменился, за исключением того, что все его меры были направлены на усиление идеологического влияния Церкви на массы. С 1885 г. в составе Синода существовал Совет по церковно-приходским школам – орган надзора за ними. Долгие годы (1880–1905 гг.) возглавлял Синод обер-прокурор К. П. Победоносцев.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.