Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии коммуникации






Коммуникация - это процесс, в котором коммуникант по­сылает (инициирует) сообщения, используя условные симво­лы, невербальные знаки и ключи к контексту, выражающие зна­чения и передаваемые таким образом, что получатель, кото­рому они направлены, создает сходное или параллельное понимание.

• Коммуникация - это процесс, состоящий из нескольких ста­дий. На каждой происходит трансформация мысли источника в сообщения с помощью символов, затем - в вербальные звуки и невербальные сигналы, которые распространяются в пространстве. Получатель видит или слышит их и трансформирует по-своему. Его понимание смысла может быть близко к исходному или отли­чаться.

• Сообщения состоят из трех элементов: условных символов (слова, грамматические правила, синтаксические структуры как часть языка), невербальных знаков и контекста (сигналы и факто­ры, влияющие на смысл).

• Смысл у реципиента может быть близким к посылаемому значению или отличаться от него в зависимости от субъективного отношения получателя. Здесь возникает нарушение и неточность восприятия информации или ее переоценка.

• Словом «коммуникатор» обычно обозначают человека, ко­торый посылает сообщение. Но правильнее считать коммуника­торами и передатчика, и получателя информации. Только первого называют еще коммуникантом, а второго - реципиентом.

Здесь коммуникация понимается как линейный процесс из пяти стадий: решение сообщить что-либо, кодирование, передача, получение, раскодирование сообщения.

На первой стадии решение о сообщении связано с намерени­ем передать какую-то информацию другому, приятную, полезную (или наоборот) для него и/или для самого источника.

Вторая стадия: кодирование - это подбор слов, жестов (они связаны с культурой), выражающих значение. Понятие «значение» (смысл) трудно определить, изучить и анализировать. Оно рожда­ется в голове человека, значит субъективно. Значение - форма субъективного отношения, т.е. наши внутренние реакции на объек­ты, события и ситуации. Эти реакции - разные виды образов, понятий, эмоций, которые возникают в нас, когда мы сталкиваем­ся с реальностью. Приобретая опыт, мы вырабатываем ряд ти­пичных, стереотипных реакций.

В термине «значение» - два аспекта:

• значение, возникающее в контакте с реальностью;

• значение, возникающее в контакте со словами, символами, знаками об этой реальности.

Мы живем в мире вещей и слов и имеем двойной опыт ощуще­ния вещей и знание символов. Поэтому значение - это субъектив­ные реакции на обыкновенные вещи, события и ситуации и на соци­ально разделяемые символы, существующие как ярлыки, обозначения реальности. Последние несут общее значение для всех лю­дей и субъективное отношение, окраску конкретного человека.

В памяти хранятся значения в виде следов и схем. Следы - это записи элементов опыта в электрохимической активности нервных клеток мозга. Схемы - это совокупности (системы) образов зна­чений. Некоторые просты: стол, ботинок, продукт. Иные более детальны и сложны. Например, понятие «Новый год» включает в себя зимнюю ночь, елку, подарки и др.

Следующая важная проблема кодирования - предвидение по­нятности сообщения для получателя и реакции на него. Это назы­вается «войти в роль» другого и понять, как лучше донести до него сообщение. Люди делают это во многих случаях автомати­чески, а иногда им требуется серьезное обдумывание, так как не всегда предсказание и ожидание совпадает с реакцией полу­чателя.

На третьей стадии сообщение трансформируется в физичес­кие явления - колебания воздуха или другой материи (звуки), т.е. информации. Информация представляет слова. Она воздей­ствует на органы восприятия, передвигаясь в пространстве. А зна­чение не движется - оно в начале и в конце пути (субъективная характеристика «в голове» у посылателя и получателя). Информа­ция - это общее значение для всех, а значение (смысл) индивиду­ально.

На четвертой стадии реципиент принимает информацию и трансформирует ее в символы, понятные слова. И только тогда образуется значение, смысл. Воспринять означает видеть, слы­шать или чувствовать что-то и затем интерпретировать это что-то в рамках языка и культуры.

На пятой стадии происходит раскодирование или интерпре­тация сообщения на основе схем, которые хранятся в голове, а также привычек, мнений, убеждений, позиций, ценностей и факто­логической информации, заложенной в памяти. На этом заканчи­вается линейная коммуникация.

Передача ответа дает начало новой линейной коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.