Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типологические черты древневосточной деспотии






Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Понятие Восток в данном случае используется как ци- вилизационное. Речь идет о древневосточных цивилизациях, воз­никших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Именно здесь в указанный период оптимальная экологическая среда создала бла­гоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что приве­ло к разложению родовой организации общества и позволило че­ловечеству осуществить прорыв в цивилизацию.

Древневосточная деспотия характеризуется как теократическая монархия, т.е. во главе государства находился наследственный, обожествляемый монарх, одновременно возглавлявший религиоз­ный культ. Институт сакрализации власти представлял собой сложную религиозно-мифологическую систему, позволявшую воз­высить власть правителя над местными лидерами и в условиях со­хранения незыблемости общинно-родовых связей интегрировать общество и государство. В этой системе монарх выступал в каче­стве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной.

Божественное происхождение власти древневосточного монарха определяло ее неограниченный характер. Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хо­зяйственных функций. Государственная власть призвана была ре­гулировать разрозненное общинное производство и организовы­вать общественные работы (строительство ирригационной систе­мы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства). Участие населения в таких работах рассматривалось как общественнозначимая обязан­ность, носившая важный ритуальный смысл. Правитель обладал правом верховной собственности на землю в государстве. Он мог перераспределять общегосударственный фонд в пользу привиле­гированных или нуждающихся слоев. Деспот имел право вмеши­ваться в дела общин, родов и семей, распоряжаться жизнью и иму­ществом своих подданных.

В меньшей степени древневосточные правители наделялись законодательными полномочиями. В мировоззрении древних лю­дей основополагающим являлось следование традиции. Учрежде­ние общих правил жизни приписывалось богам. Поэтому перво­начально правители не наделялись законодательным правом. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источников права. Однако даже в этом случае требования традиции были оп­ределяющими. Правитель мог устанавливать новые правила для подданных, но эти правила не могли нарушать традиционные ос­новы правопорядка.

Государственный аппарат был многочисленным и хорошо организованным. Выделяется три уровня управления — централь­ный, региональный (областной), местный (общинный). Но внут­ри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением го­сударственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.