Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ода не всеми любимому предмету






УДК 378

Ж91

Рецензент

М.С. Гурьянов – к.м.н., преподаватель НГМА, заслуженный мастер спорта России, неоднократный чемпион мира, России, Европы

Журавлёв, Ю.А.

Физическая культура. Ч. 2: курс лекций для студентов и курсантов оч. и заоч. обуч. / Ю.А. Журавлёв, К.Ю. Журавлёв. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 200 с.

 

 

В лекционном курсе представлены основные темы лекций по физической культуре. Система научно-практических и специальных знаний поможет студентам и курсантам понять природу и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности. Данный материал дает навык организации здорового образа жизни, необходимый в учебе, а также профессиональной и социально-культурной деятельности.

Курс лекций поможет успешно справиться с комплексом тестов и учебных заданий, содержащихся в методическом пособии «Практикум по теории и методике физического воспитания». Часть 1 (Ю.А. Журавлёв, К.Ю. Журавлёв, 2009 г.).

 

 

Работа рекомендована к изданию кафедрой физического воспитания (протокол № 4 от 26.11.2008 г.).

 

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009

Предисловие

Ода не всеми любимому предмету

 

Если Вы разгадали иронический смысл заголовка, то поняли, что речь пойдет о той учебной дисциплине в высшем учебном заведении, которая именуется «Физическая культура».

Далеко не каждый студент с энтузиазмом рвется на занятия физкультурой, которая еще не является неотъемлемой культурной потребностью каждого человека.

Не убежден, что после нескольких десятков строчек спортивный искомый энтузиазм увеличится на порядок или в разы.

У меня желание скромное: умеющий слушать да услышит, умеющий читать да поймет прочитанное.

Студенчество является особой социальной группой общества, процесс подготовки которой к квалифицированному профессиональному труду стал видом сложной, напряженной деятельности, объективно необходимой обществу.

В период обучения и особенно в высшем учебном заведении раскрываются Ваши способности и задатки. Происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов. Развиваются сенсорно-перцептивные, психомоторные функции. Наблюдается наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков. Завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. И нужно максимально реализовать эти высокие потенциальные возможности.

Именно физическая культура, спорт, туризм помогут Вам в этом. Они будут воздействовать на формирование Вашего мировоззрения и воспитывать у Вас характер будущего специалиста, руководителя, любящего труд и умеющего хорошо трудиться.

Именно физическая культура, спорт, туризм дадут Вам знания по использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни, состояния собственного здоровья, здоровья Вашей семьи, Ваших детей, друзей и близких. А это здоровье общества в целом.

Когда человек доволен своим здоровьем, своей физической силой и внешностью, то у него шансов добиться успеха в жизни на порядок больше.

В учебном заведении «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Она входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта современного учебного заведения должны помочь Вам воспитать в себе личность, которая способна направленно использовать разнообразные средства физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Еще с древних времен важнейшую роль в формировании здоровья человека и воспитании здорового поколения играла физическая культура с присущими ей биологическими и социальными функциями, способствующая физическому и духовному развитию человека. Однако в последние годы, когда были извращены многие жизненные приоритеты и занижена роль различных социальных институтов в воспитании личности, физическая культура и система физического воспитания оказались неспособны в полной мере обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи.

Отступление от главной идеи образования – формирования всесторонне развитой личности – извратило сущность многих педагогических процессов, в том числе и процесс физического воспитания. До недавнего времени во всех Государственных программах по физическому воспитанию приоритет отдавался подготовке специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родине. Поэтому процесс физического воспитания так и не смог пойти дальше профессионально-прикладной физической подготовки.

Прикладная направленность физического воспитания ориентировала преподавателей на формирование у студентов умения производить лишь внешнее механическое действие. Многие педагоги до сих пор понимают занятие по физической культуре как деятельность по развитию силы, быстроты, выносливости.

Никто не отрицает пользы развития физических качеств, но при этом нельзя предавать забвению общемировоззренческие и общекультурные ценности физической культуры.

Большой ущерб физическому воспитанию студентов нанес и наносит приоритет нормативного подхода, когда в построении учебного процесса и в деятельности кафедр во главу угла ставится не личность студента, а его чисто внешние показатели, характеризуемые результатами сдачи контрольных нормативов, что явно противоречит идее гуманистической педагогики и не способствует приобщению личности к ценностям физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало – человеческую личность.

В связи с этим в последнее время намечается качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры, физического воспитания. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личности (Н.Н. Визитей, Б.И. Новиков, В.И. Столяров, В.С. Бальсевич), а в системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты влияния на развитие ума и расширение информированности, совершенствование чувств и социального поведения, нравственности и духовности. Не случайны обращенность многих специалистов к выдвижению идей «здравостроительства», «здравостроения» (Ю.Н. Теплер, Л.Н. Нифонтова и др.), а также использование расширяющего рамки понятия физическое воспитание термина валеология. Предпринимаются активные попытки осмысления не утилитарных ценностей физической культуры, а валеологических.

К валеологическим ценностям физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева) следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Интегративность валеологических ценностей физической культуры обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явно выраженную валеологическую направленность: самоорганизация здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры – это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью, что особенно важно. Это подтверждается рядом исследований, проведенных в различных регионах страны (В.И. Жолдак, 1995).

В этой связи необходимо отметить, что основной задачей физического воспитания должно стать не только активное формирование у студентов двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, но, прежде всего, воздействие на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечит развитие устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом образе жизни. Данное положение говорит о том, что полноценное освоение валеологических ценностей физической культуры возможно только с использованием личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания.

В то же время можно быть уверенным, что существенные изменения в физическом воспитании произойдут лишь в том случае, если будет создана единая информационная физкультурно-валеологическая система обучения, что обеспечит на практике сознательную и привычную ориентированность преподавателей и студентов не только на двигательные, но и валеологические ценности физической культуры, на здоровый образ жизни.

Я приглашаю Вас в этот интересный и многообразный мир физической культуры, спорта, туризма. Мир, который подарит Вам философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.

С уважением, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, мастер спорта СССР, доцент Журавлев Юрий Афанасьевич.

 

 

Тема 1

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.