Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура семьи






Понятие «структура» в русском языке означает взаиморас­положение и связь составных частей чего-либо, строение чего-либо.

Структура семьи — сеть требований и функций (соответст­вующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) пове­дения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым се­мья функционирует.

На основе чего существуют эти правила? Что заставляет се­мью вырабатывать эти правила, жить по ним, сохранять их на протяжении длительного времени?

В рамках структурной модели применительно к этому за­просу говорят о системе поддержания структуры семьи, ко­торая состоит из двух частей:

1. Генетическая система поддержания структуры, се­мьи основана на некоем врожденном, генетически заданном ощущении относительно того, что будет правильным, верным применительно к семейной жизни, а что нет. В процессе жизни у человека могут сформироваться установки на семейную жизнь, противоречащие требованиям генетической системы поддержания структуры семьи. В таком случае говорят о необ­ходимости возрождения структуры семьи на основе требова­ний, заложенных в человека природой.

Считается, что генетическая система поддержания структу­ры семьи прежде всего определяет параметры внутрисемейной иерархии. Слово «иерархия» происходит от греч. hieros - свя­щенный и arche — власть. Речь здесь идет об отношениях к власти - подчинениях, но основанных не на насилии, а на

идущем из глубины личности признании авторитета другого. Это же предполагает, что фигура, которой делегирована власть, берет на себя и тяготу ответственности, связанную с этой властью. Бесспорным считается в рамках этой модели работы с семьей, что авторитет родителей должен быть всегда и везде выше авторитета детей. Обычно так и бывает в здоро­вой семье, где родители не разрушили сами генетическую сис­тему поддержания семьи. Делать они это могут, например, подрывая авторитет друг друга в глазах ребенка. Несколько более оспариваемой, но тем не менее также существующей в рамках данной модели является точка зрения, что нормаль­ной является ситуация, когда муж в семье обладает несколько большей властью и ответственностью, чем жена. Если этого нет, женщине приходится брать на себя мужские функции для того, чтобы семья нормально функционировала, что не может не вызывать у нее чувство дискомфорта, досады по от­ношению к мужу, мужчинам вообще.

2. Система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей (от англ. complement - дополнение, ком­плект). Слово «роль» в данном контексте обозначает опреде­ленный способ поведения человека в отношениях с другими людьми, сложившийся у него при жизни, наиболее предпо­читаемые формы взаимоотношений с другим человеком. Обычно мы склонны подстраиваться под ролевую позицию лица, с которым мы вынуждены взаимодействовать. Если роли двух взаимодействующих людей не будут дополнять друг друга (например, один более компетентный, другой бо­лее эмоциональный, увлекающийся), то их отношения лег­ко могут стать конфликтными, совместная деятельность не будет эффективной, совместное пребывание будет вызывать дискомфорт. Таким образом, сама логика взаимоотношений толкает двоих на то, чтобы их ролевые позиции дополняли друг друга.

Итак, как мы видим, семейные правила, составляющие структуру семьи, проявляются во внутрисемейной иерархии и ролях. Иерархия и роли не всегда четко осознаны, нередко причины их появления забыты, но они непременно сбаланси­рованы и дополняют друг друга. Если этого нет, то семья не функционирует, т. е. фактически распалась.,,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.