Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы финансового






ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

Методы финансового планирования

 

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования-обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Эффективное управление деятельность немыслимо без составления прогнозных расчетов движения денежных средств, без планирования важнейших процессов и финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовый план является частью бизнес-плана предприятия. Бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты коммерческого предприятия, где анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться компания, а также определяются способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес - план, в конечном счете отвечает на вопрос, стоит ли вообще вкладывать силы и средства в данный проект. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. В условиях инфляции финансовый план предприятия делается ежеквартально и корректируется с учетом индекса инфляции [4, с.174].

Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются. Финансовый план – это единое целое. Поэтому изменение одного финансового показателя влечет за собой изменение других показателей и всей системы в целом и оптимальность требует наиболее рационального использования капитала и всех финансовых ресурсов.

В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых собственных средств, а при необходимости - за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся, прежде всего, средства, полученные от реализации товаров и услуг, а также разные внереализационные доходы.

Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения является прибылью и используется по усмотрению предприятия или организации (по созданию резервного фонда, развития производства, на социальные нужды и т.д.). При превшении расходов над доходами дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и резервного фонда. Если источник дополнительных средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную часть финансового плана.

Финансовый план разрабатывается и осуществляется посредством финансового планирования, где финансовый план может быть разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании. Также необходимо проведение анализа чувствительности проекта и расчет точки безубыточности [20, с.12].

В финансовый план включается несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений (т.е. проектировка потоков денежных средств), таблицу доходов и затрат (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль), прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия). Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

-воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

-обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;

-предоставляет возможность определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;

-служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Основные задачи финансового планирования на предприятии:

-обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

-выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

-устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

-соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

-контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия [5, с.99].

Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третъем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

В практике финансового планирования применяются сле­дующие методы (см.рис.1):

1) метод экономического анализа;

2) нормативный метод;

3) метод балансовых расчетов;

4) метод денежных потоков;

5) метод многовариантно­сти;

6) экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Один из наиболее используемых методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде.

Рис.1. Методы финансового планирования

 

Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Этот метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия [27, с.320].

Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормати­вами являются ставки налогов и сборов, тарифов, взносов, нормы амортизацион­ных отчислений и др. Существуют также нормативы предприятия — это нормативы, разрабатываемые непо­средственно на предприятии и используемые им для регулиро­вания производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эф­фективному вложению капитала.

Финансовый показатель определяется на основе нормы или норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы. Достоинства – более точное определение финансового показателя по отношениям к потребностям. Более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения конкретных покупателей и с точки зрения более полного выявления резервов роста дохода. Недостатки – более сложный и большой объем вычислений; много потерь; нормативный метод, используемый к расходной части финансового плана, не учитывает изменений его доходной базы.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем, большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соот­ветствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Суть балансового метода заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Остатки средств на начало года плюс поступление средств в планируемом периоде равно расходы в планируемом периоде плюс остаток средств на конец планового периода.

Финансовый план должен быть сбалансирован. Даже если есть дефицит, то должны быть разработаны источники его покрытия. В современных условиях большое значение при расчете финансовых планов имеет применение дефлятора – коэффициента ожидаемого среднего роста цен в планируемом году (показатель Министерства финансов занижен по сравнению с Министерством экономики). Занижение дефлятора приведет к тому, что и по расходам, и по доходам Федеральный бюджет планировался в меньших размерах, поэтому получались издержки доходов, которыми Министерство финансов могло свободно маневрировать помимо закона «О Федеральном бюджете». Поэтому определение реального размера дефлятора так важно и обсуждается Государственной Думой при принятии федерального бюджета. Необходим дефлятор и для предприятия, осуществляющего планирование на следующий год.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необхо­димых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных пото­ков основывается на ожидаемых поступлениях средств на опре­деленную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод ба­лансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы вы­брать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. Так, например, в одном варианте может быть заложен про­должающийся спад производства, инфляция и слабость нацио­нальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Применение математики в экономике принимает форму экономико– математического моделирования.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финан­совыми показателями и основными факторами, их определяю­щими. Этот метод используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не мене чем пять лет. [10, с.20].

Этот способ дает возможность найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют. Экономико-математическая модель это точное математическое описание факторов, которые характеризуют структуру и закономерности изменения данного экономического явления и осуществляются с помощью математических приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). Моделирование может строиться по функциональной и корреляционной связи. Экономико-математическое моделирование предоставляет возможность перейти в планировании от средних величин до оптимальных вариантов. Повышение уровня научной обоснованности планирования нуждается в разработке нескольких вариантов планов, выходя из различных условий и путей развития предприятия со следующим выбором оптимального варианта финансового плана.


Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

 

Маркам Дейв, Смит Стив, Кхалса Махан в своей книге «Деловое мышление. Правила, позволяющие принимать безошибочные решения — сразу и по любым вопросам!» указывали, что «искусство увеличения темпов роста заключается в том, чтобы претворить идеи в жизнь и создать прибыльный бизнес». Компания не получит выгоды даже от самой привлекательной инвестиционной возможности, если не сможет мобилизовать ресурсы для ее реализации и защитить ее от конкурентов. Именно это и представляет собой проблему для многих медленно растущих фирм, руководители которых не обладают такими умениями [2, с. 145].

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.

Первый — общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.

Второй — конкретно-управленческий. Здесь планирование — одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Финансовые планы (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспектив­ные, текущие (годовые) и оперативные (см. рис.2).

Перспективный финансовый план определяет важ­нейшие показатели, пропорции и темпы расширенного вос­производства, является главной формой реализации целей предприятия.

 


 

Рис. 2. Виды финансовых планов на предприятии

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет, однако это носит условный харак­тер, поскольку зависит от экономической стабильности и воз­можности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.Перспективное планирование включает разработку финан­совой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработкафинансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, яв­ляясь составной частью общей стратегии экономического раз­вития, она должна быть согласована с целями и направления­ми, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке вле­чет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стра­тегии развития хозяйствующего субъекта.

Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели пред­приятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.

На основе финансовой стратегии определяетсяфинансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансо­вой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. д.

Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.

Основу перспективного планирования составляет прогнози­рование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование (от греч. рrognosis — предвидение) со­стоит в изучении возможного финансового состояния предпри­ятия на длительную перспективу. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показате­лей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов разви­тия финансового положения предприятия.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования яв­ляется разработка трех основных финансовых документов:

- прогноз плана о прибылях и убытках;

- прогноз движения денежных средств;

- прогноз бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец плани­руемого периода.

С помощьюпрогнозного плана о прибылях и убытках опре­деляется величина получаемой прибыли в предстоящем перио­де. При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки — объем продаж — прибыль». Он представляет следующие возможности:

- определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;

- установить размер желаемой прибыли;

- увеличить гибкость финансовых планов путем учета раз­личных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, ди­намики объемов продаж).

Прогноз баланса входит в состав основных документов пер­спективного финансового планирования. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов [22, с.144].

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.

Структура прогнозируемого баланса соответствует общепринятой структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату.

Прогноз движения денежных средств — финансовый документ, получающий в российской практике в последние годы все большее распространение. Он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз движения денежных средств помогает финансовому менеджеру в оценке использования предприятием денежных средств и в определении их источников. В дополнение к изучению отчетной информации прогнозные данные позволяют оценить будущие потоки, а, следовательно, перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходование денежных средств, а значит — проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют с тратегию финансирования предприятия. Ее суть заключается в следующем:

- определение источников долгосрочного финансирования;

- формирование структуры и затрат капитала;

- выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Текущий финансовый план рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.

Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и отто­ков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

Оперативный финансовый план – необходим в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия, является дополнением текущего плана. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного повседневного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь осуществляет решение следующих задач:

-организация учета временной «стыковки» денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

-формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

-ежедневный учет изменений в информационной базе;

-анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

-расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

-расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

-анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовые затруднения.

Календарь платежей составляется на основе реальной ин­формационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например, план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т. п.; выписки по счетам предприятия и приложе­ния к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

Кроме платежного календаря, на предприятии должен со­ставляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денеж­ными средствами характеризует состояние финансовых отно­шений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необ­ходим предприятию для контроля за поступлением и расходо­ванием наличных денег.

Исходные данные для составления кассового плана: пред­полагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду по­требления в части денежных средств, не входящих в фонд оп­латы труда, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочих поступлениях и выплатах на­личными деньгами (выручка от реализации путевок, команди­ровочные расходы и др.), сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.

Кассовый план разрабатывается на квартал и в установлен­ный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслужи­вании. Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета.

Заключительным этапом финансового планирования явля­ется составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотноше­ний с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распре­делению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

 

 

1.3.Методы разработки бизнес – планирования в промышленности

Одной из причин кризисной ситуации, характерной для многих предприятий отечественной промышленности, является отсутствие или низкий уровень планирования деятельности, незнание руководством предприятий своих рыночных возможностей и конкурентного потенциала, низкая степень анализа внешней бизнес-среды, предпочтение сиюминутной выгоде перед долговременными интересами и перспективами. Все это в сочетании с неблагоприятными внешними факторами может привести к существенному ухудшению положения промышленного предприятия, потере рынков сбыта в борьбе с изготовителями более конкурентоспособных товаров, понижению уровня инвестиционных возможностей [15, с.90].

Для достижения максимального научного и прикладного эффекта стратегические аспекты бизнес - планирования должны включать в себя как качественный подход, присущий в первую очередь стратегическому планированию, так и количественные методы, широко используемые в бизнес - планировании. Это касается, прежде всего, таких проблем, как разработка производственных программ предприятия, бюджетирование затрат как центрального момента планирования стратегии бизнеса, управление потенциальными рисками на основе количественной и качественной оценки степени риска с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Актуальность проблемы бизнес-планирования промышленных предприятий обусловлена следующими обстоятельствами: 1)элементы бизнес-планирования должны быть направлены на приспособление промышленных компаний к функционированию в условиях быстро меняющейся внешней среды и ужесточения конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на международном рынках; 2)планирование как краеугольный камень управления предприятием обусловливает необходимость изучения и оценки рыночных возможностей предприятий, проведения анализа его внешней и внутренней среды, постановки глобальных стратегических целей и задач, обеспечения и контроля их выполнения; 3)эффективное использование инструментов бизнес - планирования позволит российским предприятиям правильно позиционировать себя и свои товары на рынке, разработать четкий план действий на будущее, который будет способствовать развитию и реализации потенциала их конкурентных преимуществ; 4)формирование современных подходов к реализации бизнес-плана промышленного предприятия позволяет в случае необходимости проводить грамотную реорганизацию организационной и управленческой структур с целью адаптации их к рыночным условиям хозяйствования и создания предпосылок для устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Бизнес-план промышленных предприятий разрабатывается в соответствии с рекомендациями, разработанными Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Для разработки бизнес-планов в промышленности используются следующие методы:

-маркетинговый анализ: отраслевой, региональный анализ, анализ конкурирующей среды, сегментация рынка, ценообразование, каналы распределения, анализ ёмкости рынка и др.;

-перспективный анализ: определение устойчивости, изменений экономических показателей, прогнозирование хозяйственной деятельности, обоснование перспективного плана, оценка ожидаемого выполнение плана; - анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности:

- анализ технико-организационного уровня, анализ производительности труда, анализ объёма, структуры, качества продукции, работ и услуг, анализ затрат на производство и себестоимости продукции, анализ использования финансовых результатов и финансового состояния, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия;

-экономико-математические методы: методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод линейного программирования и др.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Маркетинговый анализ. Выручка или доходы от продаж есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объёма хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объёма продаж продукции определяется методами маркетингового анализа, в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель [12, с.98].

Результаты маркетинговых исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки от реализации продукции.

Цель маркетинговых исследований – разрешение следующих проблем предприятия:

- изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объёме его продаж, условиях реализации, уровнях цен, способности потенциальной клиентуры;

- исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен;

- исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объёма продаж на наиболее эффективном рынке.

Объектами маркетинговых исследований служат: товар, рынки и каналы сбыта, конкуренция, ценообразование.

Соответственно, это предполагает проведение анализа: состояния рынка, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры, цели, стратегии конкурентов, изменение цен, эффективности рекламы, - сильных и слабых сторон фирмы и конкурентов, производственных возможностей фирмы.

Итогом маркетинговых исследований является разработка мар­кетинговой стратегии фирмы, задача которой — выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, соответствие которых помо­гут обеспечить максимальный эффект продаж продукта и услуг.

Выбор маркетингового комплекса связан с установлением оптимального сочетания его элементов: наименования продук­та, его цены, направления распространения и стимулирования сбыта. На базе принятой маркетинговой стратегии разрабатыва­ются основные управленческие решения по организационным, технологическим, социальным и производственным вопросам с учетом анализа нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей.

При маркетинговом анализе используются различные стан­дартные методы:

-эвристические, т.е. опросы специалистов, математическая обработка результатов такого опроса и др.;

-трендовые, т.е. определение основной тенденции развития продаж товара за предыдущий период и прогнозирование на этой основе продаж товара на перспективу;

-статистического факторного анализа, при котором на зна­чительной экспериментальной базе информации строится за­висимость продаж товара от основных факторов, определя­ющих эту продажу — коэффициенты парной и множествен­ной корреляции.

Наряду с этим применяются специфические методы, напри­мер, «анализ входа и выхода», который показывает, как измене­ние выпуска продукции в одной отрасли влияет на все осталь­ные исходные данные планирования. Изучается взаимосвязь «цена — объем продаж» для конкретной марки товара.

В последнее время в практике маркетингового анализа все более широкое применение находят такие методы, как: анализ скидок, SWOT-анализ, портфельный анализ.

В условиях рыночной экономики большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Теоретически существует четыре типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне предприятия: в условиях определенности, риска, неопределенности, конфликта. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности.

Это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов. Рассмотрим две возможные ситуации: а) Имеется два возможных варианта: n = 2. В данном случае аналитик должен выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов. Последовательность действий здесь следующая:

- определяется критерий по которому будет делаться выбор;

- методом “прямого счета” исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов;

- вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.

Возможны различные методы решения этой задачи. Как правило они подразделяются на две группы: 1) методы основанные на дисконтированных оценках; 2) методы, основанные на учетных оценках.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска.

Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются: а) известными, типовыми ситуациями (типа вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5); б) предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали); в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности.

Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий максимизация прибыли - здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии: ·максимин (максимизация минимальной прибыли) ·минимакс (минимизация максимальных потерь) максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.

Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.

Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ. Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно, на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы.

Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.

Анализ основных показателей производственно – хозяйственной деятельности.

Финансово-экономический анализ позволяет объективно оценить результаты деятельности организации и ее структурных подразделений, определить влияние факторов на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, дает исходную базу для разработки финансовой политики организации. Он необходим для составления пояснительной записки к годовому отчету, которая является обязательным элементом публичной бухгалтерской отчетности

Основными составными частями финансово-экономического анализа являются: оценка выполнения бизнес-плана; анализ бухгалтерской отчетности; расчет финансовых коэффициентов; оценка значений финансовых коэффициентов.

Оценку выполнения бизнес-плана организации начинают с сопоставления плановых и фактических значений по всем разделам и показателям бизнес-плана. В процессе дальнейшего анализа определяют влияние основных факторов на отклонения по разделам и показателям.

Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.

Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий, выбор показателей обуславливается теми задачами, которые должны быть решены [20, с.12].

Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.

Технико-экономический анализ деятельности предприятия включает:

· анализ объема, ассортимента и реализации продукции;

· анализ трудовых показателей;

· анализ себестоимости продукции;

· анализ прибыли;

а также комплексную оценку фактической интенсификации производства против планового уровня и сводный анализ производственно-хозяйственной деятельности цеха.

Экономико-математические методы. Практика финансового ана­лиза выработала не только основные правила, приемы (методы) анализа финансовой отчетности, но и подробную методику ана­лиза как совокупность множества специальных расчетов и ме­тодов, применяемых при обработке и анализе экономической информации [18, с.350].В анализе важно сочетать количественный и качественный анализ. В практике экономического и финансового анализа в настоящее время все большее значение придается математичес­ким методам, но количественные методы никогда не заменяли и не подменяли теоретического, т.е. качественного анализа. Экономико – математическое моделирование работы предприятия должно быть основано на анализе его деятельности и, в свою очередь, обогащать этот анализ результатами и выводами, полученными после решения соответствующих задач.

Сформулированная математическая задача экономического анализа может быть решена одним из наиболее разработанных математических методов. Поэтому приведённая классификация в значительной мере условна.

Понятие «исследование операций» иногда определяется настолько широко, что охватывает все экономико – математические методы

Методы элементарной математикииспользуются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потреб­ностей в ресурсах, учете затрат на производство, обосновании планов, проектов, балансовых расчетах и т.д.

Широкое распространение в экономическом анализе имеют методы математической статистики и теории вероятностей. Эти методы применяются, когда изменение анализируемых показа­телей можно представить как случайный процесс.

Статистические методы как основное средство изучения мас­совых, повторяющихся явлений играют важную роль в прогно­зировании поведения экономических показателей. Из математико-статистических методов наибольшее распространение в эконо­мическом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа. Для изучения одномерных статистичес­ких совокупностей используются вариационный ряд, законы рас­пределения, выборочный метод. Для изучения многомерных ста­тистических совокупностей применяют корреляции, регрессии, дисперсионный и факторный анализ.

Эконометрические методыстроятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Основа экономет­рии — экономическая модель, под которой понимается схемати­ческое представление экономического явления или процесса при помощи научной абстракции, отражения их характерных черт.

Наибольшее распространение получил метод анализа «затраты— выпуск». Это матричные (балансовые) модели, строящиеся по шахматной схеме и позволяющие в наиболее компактной фор­ме представить взаимосвязь затрат и результатов производства. Удобство расчетов и четкость экономической интерпретации — главные особенности матричных моделей, что важно при создании систем компьютерной обработки данных.

Математическое программирование— важный раздел совре­менной прикладной математики. Методы математического (преж­де всего линейного) программирования служат основным сред­ством решения задач оптимизации производственно-хозяйствен­ной деятельности.

Они позволяют оценивать напряженность плановых заданий, определять лимитирующие группы оборудо­вания, виды сырья и материалов, получать оценки дефицитно­сти произведенных ресурсов и т.п.

Под исследованием операцийимеются в виду разработка ме­тодов целенаправленных действий (операций), количественная оценка полученных решений и выбор наилучшего из них.

Пред­метом исследования операций являются экономические систе­мы, в том числе производственно-хозяйственная деятельность предприятий. Цель — такое сочетание структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени отве­чает задаче получения наилучшего экономического показателя из ряда возможных.

Экономическая кибернетикапозволяет анализировать эконо­мические явления и процессы как очень сложные системы с точки зрения законов и механизмов управления и движения информа­ции в них.

Наибольшее распространение в экономическом ана­лизе получили методы кибернетического моделирования и сис­темного анализа.

Математическая теория оптимальных процессовприменяется для управления технико-экономическими процессами и ресурсами.

Эвристические методы (решения) это неформализированные методы решения аналитических задач, связанных с опросом и экспертными оценками специалистов, высказывающих свое мнение на основе интуиции, опыта с математической обработ­кой разных мнений для нахождения правильного решения.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ФГУП УАП

«ГИДРАВЛИКА»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.