Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательный процесс в Республике Беларусь.






Законодательный процесс – это юридически установленный порядок последовательных, логически сменяющих друг друга организационных действий (стадий) по разработке и принятию законов. В законодательном процессе явно проявляется законодательная компетенция Парламента, которая представляет собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть компетенции Парламента и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место. Стадии:

Законодательная инициатива - право законодательной инициативы – это закрепленное в Конституции или законах правомочие гос. органа или депутата парламента вносить законопроекты непосредственно в законодательный орган, который, в свою очередь, обязан принять и рассмотреть его (право инициативы в соотв. со ст.99 Конституции принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Респ., Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек). Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. Причем законопроекты, следствием которых может быть сокращение гос.средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента либо по его поручению—Правительства.

Рассмотрение законопроекта. Первоначально законопроект рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики. Палатой представителей он принимается, а Советом Республики одобряется большинством голосов от полного состава каждой палаты. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Республики, где рассматривается не более 20 дней (если проект провозглашен срочным, то в течение 10 дней). В случае отклонения проекта закона Советом Республики, палаты вправе создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления разногласий. Вновь выработанный текст законопроекта согласительной комиссией передается на рассмотрение палат.

Рассмотрение законов осуществляется в двух чтениях: 1-е - принятие законопроекта к рассмотрению и объявлению его названия; 2-е - депутаты выслушивают сообщение представителя, автора проекта и заключение комиссии и высказывают свое мнение по ним.

Закон принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики предоставляется в 10 дневный срок Президенту на подпись. Законопроект подписанный Президентом имеет силу закона. Однако если он в течение 2-х недель Президент не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в законную силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Президент может наложить «вето» на законопроект и возвратить закон в Палату представителей. В этом случае в течение не более 30 дней Палата обязана рассмотреть закон заново. Закон принимается, если за него проголосовало 2/3 депутатов. Затем законопроект в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, за него должно проголосовать 2/3 депутатов. Если вето преодолевается, то Президент в течение 5 дней должен подписать законопроект. Закон вступает в силу, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

Законы подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен иной срок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.