Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы классификации гос. органов. Разделение властей как принцип организации и деятельности органов гос. власти.






Ш.Монтескье в своей работе «О духе законов» (1748 г.) приходит к выводу, что свобода может быть при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантиро­ванное от нарушения законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдер­живают друг друга и уравновешивают. Таким образом, существует три рода власти, которые должны быть распределены между различными государственными органами. Если же власть концентрируется в одном государ­ственном органе, то появляется возможность для злоупотребления ею. Следовательно, свобода граждан будет нарушаться.

Теория разделения властей явилась основным гарантом в праве са­мого человека.

Согласно Конституции (ч. 1 ст. 90) Парламент - Национальное собра­ние является представительным и законодательным орга­ном. Представительный – так как он является непосредственным выразите­лем интересов и воли народа. Законодатель­ный так как обладает правом принимать законы.

Часть 1 ст. 106 Кон­ституции - испол­нительную власть в осуществляет Пра­вительство, которое в пределах своих полномочий организует исполнение Кон­ституции, законов, декретов, указов и распоряжений Прези­дента, осуществляет контроль за их ис­полнением подчиненными ему органами исполнительной вла­сти, физическими и юридическими ли­цами.

Судебная власть в пределах своих полномочий самостоятельна. Эта самостоятельность проявляется, прежде всего, в независи­мости судей, которые подчиняются только закону. Судебную власть в РБ осуществляют Конституционный Суд, общие и экономические суды (во главе с Верхов­ным Судом), которые в своей совокупности со­ставляют судебную систему РБ.

Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определен­ных функций в государстве. Основная задача законодательной власти - выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнитель­ная власть в свободном государстве предназначена для исполнения за­конов, установленных парламентом. Задача же судей в том, чтобы реше­ния и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Су­дебная власть карает и разрешает вопросы столкновения частных лиц.

Однако хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоя­тельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом. Кроме того, должна действо­вать система сдержек и противовесов. Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту, но который направляет все на подпись Президенту, также по Конституции РБ при отречении Президента от власти в предусмотренных случаях необходимо согласие Парламента и Верховного суда. Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный Конституционный контроль. Центральное место здесь занимает Конституционный суд, который является окончательным арбитром в споре между ветвями власти, а также важную роль играет прокуратура, которая не относится ни к какой ветви власти. Этот орган способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов гос. органами.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.