Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронное правительство и цифровая демократия.






Кроме оптимизации механизмов государственного управления за счет постепенного внедрения функциональных модулей G2G, G2B и G2C, электронное правительство активизирует такой социально значимый процесс как формирование цифровой (электронной) демократии. Пожизненное обучение, компьютеризация, компьютерная грамотность, универсальный доступ, электронное голосование, электронное правительство, интернет и прочие элементы информационного общества активизируют социальную позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод.

Цифровая демократия возникает как результат освоения гражданами информационных технологий в процессе использования услуг электронного правительства. Цифровая демократия требует определенного уровня психологической адаптации граждан к информационным инновациям, усвоения ими привычек использования информационных технологий в процессе взаимодействия с властными структурами.

Цифровая демократия является формой защиты гражданами своих интересов и определения форм сотрудничества с государством в рамках электронного правительства. Если секторы G2G, G2B, G2C (как и встречные – B2G, C2G) – это способ наиболее эффективного взаимодействия между правительством и обществом, использования определенных возможностей, предоставленных электронным правительством, то цифровая демократия – инструмент формирования этих возможностей. Через цифровую демократию граждане и бизнесы определяют, какие именно услуги, каким образом будет предоставлять им правительство, устанавливают взаимную ответственность в рамках взаимодействия.

Таким образом, цифровая демократия – явление более масштабное, чем электронное правительство. Но предпосылки для ее формирования создает именно внедрение последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесам к использованию возможностей информационных технологий на государственном уровне – вначале через пользование сервисами G2B и G2C и получение определенных выгод от результатов работы сервиса G2G. Фактическую монополию элит на решение всех важных вопросов, связанных с жизнедеятельностью общества, разрушает не просто социальная активность граждан, а возможность непосредственного участия их в формировании официальной позиции, формулировании соответствующей правовой базы и в осуществлении реального контроля над процессами претворения решений в жизнь. Чем больше элементов информационного общества будет вводиться в жизнь, тем большая социальная активность будет требоваться от гражданина. Информационный образ жизни формирует социально активную личность.

Социальная активность для информационного общества является не специфическим свойством определенной, довольно узкой прослойки населения – это естественное состояние вещей. Социальная активность в принципе становится одним из базовых понятий, которые формируют образ жизни вообще. Это понятие также в значительной мере теряет политическую окраску, и больше не требует обязательной принадлежности к коллективу, определенной группе, остальные члены которых разделяют ту же позицию. Социальная активность в большей мере становится проявлением индивидуальности.

Гражданин как индивид, отдельная личность, а не частица той или иной группы, проявляет значительно большую заинтересованность в полной и достоверной информации обо всех процессах, так или иначе определяющих его жизнь. И, соответственно, требует от государства обеспечения ему возможностей располагать этой информацией. Это укрепляет основы демократии, поскольку демократия каждому гарантирует не только право обращаться к власти с надеждой добиться каких-то индивидуальных или социальных целей, но и право на получение достоверной информации о деятельности властных структур.

Цифровая демократия изменяет политическое поле государства – формируется новая, активная социальная позиция граждан; деятельность политических партий, отдельных политиков, общественных организаций частично переносится в киберпространство; изменяются требования к политикам и государственным деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицательные черты, присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего количества компонентов информационного общества отрицательные проявления постепенно заменяются положительными.

120. Внедрение системы «электронного правительства» в Республике Беларусь.

Основная цель построения в республике электронного правительства – создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам. Внедрение системы электронного правительства начало осуществляться в нашей стране в рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь». Программа была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819. во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. Основной целью Программы являлось формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Проект «электронного правительства» состоял из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная информационная инфраструктура (корпоративная сеть) и внешняя информационная инфраструктура, взаимодействующая с гражданами и организациями.

В результате реализации программы было разработано и внедрено ряд многофункциональных общегосударственных и ведомственных информационных систем, предназначенных для совершенствования деятельности государственных органов и органов местного управления на основе ИКТ и развития процессов информатизации в реальных секторах экономики, образовании, здравоохранении, культуре, торговле, логистике, налогах.

Из числа завершенных проектов наиболее значимыми являются:

· создание базового программно-технического комплекса. В 2011 году через портал ОАИС для граждан и организаций планируется начать оказание порядка 50 информационных услуг, будет обеспечено функционирование реестра электронных услуг, оказываемых в настоящее время государственными органами и организациями;

· создание корпоративной библиотечной сети в составе Национальной библиотеки Беларуси, республиканских и областных библиотек и региональных информационных центров. Созданная сеть обеспечивает доступ к библиотечным информационным ресурсам широкому кругу пользователей, включая жителей сельских районов республики;

· создание общереспубликанской базы данных для обмена информацией между государственными органами, иными государственными организациями в целях дальнейшей оптимизации работы по обращениям граждан для выдачи справок и других документов на основе заявительного принципа «одно окно». В результате выполнения проекта создана автоматизированная система, обеспечивающая электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур по принципу «одного окна»;

· создана единая автоматизированная система таможенных органов на создание пилотной зоны национальной автоматизированной системы электронного декларирования с обеспечением защиты информации, включая применение электронно-цифровой подписи, и концепцию ее взаимодействия с аналогичными зарубежными системами». Реализация проекта позволила значительно ускорить и упростить процедуру оформления таможенных деклараций юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь;

· создана автоматизированная информационно-аналитическая система по медицинским направлениям на основе электронной истории болезни. Создана единая информационно-аналитическая среда для сбора, обработки данных, наблюдения, диагностики и обмена медицинской информацией в оперативном режиме;

· создана автоматизированная общереспубликанская система и базы данных по сбору налогов от физических лиц – граждан Республики Беларусь;

· создана автоматизированная система дистанционного обучения руководящих кадров организаций на базе Академии управления при Президенте Республики;

· создана автоматизированная система пограничного контроля на всех пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Она позволила значительно ускорить и упростить процедуру оформления документов гражданами Республики Беларусь при пересечении государственной границы.

Следует отметить, что программа «Электронная Беларусь» уже завершена. В настоящее время в республике принята Стратегии развития информационного общества Республики Беларусь на период до 2015 года (далее – Стратегия). Она установила стратегические ориентиры развития страны до 2015 года на пути инновационного развития в области использования ИКТ гражданами, бизнесом, государством. В ней зафиксированы показатели по развитию ИТ-сферы страны по различным направлениям: от интернет-доступа до электронного документооборота.

Основным показателем успешной реализации настоящей Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году позиций Республики Беларусь в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (МСЭ) и ООН (вхождение в тридцатку ведущих стран мира).

Согласно Стратегии для дальнейшего создания электронного правительства будут ряд задач. Среди основных следует отметить:

1. Создание единой защищенной ИКИ, включающей:

корпоративную интранет-сеть государственных органов, объединяющую локальные сети республиканских, областных и районных органов;

систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов на основе базовых – Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра населения, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);

эффективную инфраструктуру доступа к внешним информационным ресурсам для населения и юридических лиц, направленную на снижение уровня регионального и социального «цифрового неравенства».

2. Создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам, позволяющей максимально упростить и удешевить процессы взаимодействия населения и бизнес-структур с государственными органами и организациями.

3. Создание системы электронных государственных закупок, позволяющей оптимизировать затраты бюджетных средств на приобретение товаров и услуг для государственных нужд, включающей:

онлайновые каталоги, электронные торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий;

интернет-систему проведения конкурсов с подачей заявок и формированием контрактов в электронном виде, а также механизмами автоматизированного контроля и аудита.

4. Создание системы повышения квалификации государственных служащих в области ИКТ.

Ожидается, что внедрение ИКТ в систему государственного управления обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы государственного управления в целом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.