Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческое решение как основа управленческого процесса.






Понятие “управленческое решение” следует отличать от понятия “решение вообще”. Человек в течение жизни принимает множество решений: в бизнесе, производстве, личных отношениях, повседневной жизни, но далеко не все они относятся к управленческим. Важнейшим признаком управленческого решения является его непосредственная направленность на организацию коллективного труда. Кроме того, управленческое решение как управляющее воздействие на коллективный труд принимается не всяким работником, а лишь субъектом управления – руководителем организации или коллегиальным органом.

Каждое управленческое решение содержит предписание о будущих действиях субъекта и объекта управления, выработанное на основе переработки информации в целях разрешения конкретной проблемы. По сути, управленческое решение– есть план разрешения, преодоления проблемы, основной продукт деятельности субъекта управления. При этом общее управленческое решение поддерживается частными и локальными решениями в ходе организации, корректировки и координации действий исполнителей, контроля и оценки конечных результатов деятельности.

Таким образом, в управленческих решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе управления. Через них преломляются цели, интересы, связи, ресурсы и т. д. Именно поэтому решения являются центральным элементом процесса управления.

Принятие управленческих решений в сфере государственного управления – более систематизированный процесс, чем принятие решений в частной жизни. Решения в сфере государственного управления, как правило, более важны и затрагивают интересы многих людей и их общностей.

По нашему мнению имеет место не всегда четкое разграничение государственное управления и менеджмента. Несмотря на то, что в государственном управлении и менеджменте используются ряд общих принципов, в них имеются и существенные различия. Их несовпадение определяется целевыми приоритетами государственного управления и менеджмента. Именно это несовпадение и придает специфику решениям, которые принимаются в системе государственного управления.

Среди принципиальных различий специалистами выделяется:

· менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Государственное управление ориентировано на реализацию общенациональных, социальных интересов, потребностей, прав – здесь не существует прямой связи между коммерческим успехом и качеством предоставляемых услуг.

· менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и на продаже услуг, а государственное управление - на бюджетном распределении национальных доходов и средств, на налогообложении.

· продукт, производимый фирмой, осязаем и конкретно оценивается. Продукт государственного управления чаще всего неосязаем и незрим, ведь здоровье нации, порядок на улицах, безопасность граждан, благополучие, принадлежат к той категории благ, присутствие которых никто не замечает или уж во всяком случае, не пытается выразить в количественных показателях.

· органы государственного управления в отличие от частных фирм (с их правом на коммерческую тайну) более подвержены влиянию, давлению, контролю со стороны общественных институтов: политиков, избирателей, заинтересованных граждан, международных наблюдателей.

· различие и в методах управляющего воздействия. В менеджменте преобладают экономические и социально-психологические методы, в государственном управлении в арсенале методов имеется и легитимное принуждение.

· различия в объеме применения воздействия. Такие сферы жизнедеятельности общества, как оборона, правопорядок, внешнегосударственные и международные отношения, налогообложение и др. всегда были и есть прерогатива государства, регламентируются общенациональными интересами и не могут быть отданы на откуп частному сектору.

И лишь там, где государство выступает как хозяйствующий субъект и целью имеет обеспечение прибыли, уместно говорить о государственном менеджменте.

Решение, принимаемые в системе государственного управления, или государственно-управленческое решение, как их иногда называют− это осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.

Существует и более широкое понятие государственного решения. Государственно-управленческое решение здесь толкуется каквластная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий.

Специфику государственно-управленческим решениям придает встраивание управленческих структур в систему властных отношений, возможность использования для обеспечения своих позиций принудительных средств. Таким образом, механизм принятия государственных решенийотличает сочетание использование властного ресурса и собственно управленческих технологий.

Управленческие решения, как правило, обеспечивает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой принимаются решения, четко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако круг лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Государственное решение характеризуется прежде всего субъектом, принимающим решение – орган государственной власти, должностное лицо и т.д. и объектом, которому адресовано решение — нижестоящие органы управления, социальные группы, хозяйствующие субъекты, политические и общественные объединения и др. Другие характеристики государственного решения – это его авторитет; масштаб; информационная обеспеченность; технология и стиль принятия; практическая значимость.

Развитие человеческой цивилизации привело к появлению новых трудностей в принятии государственных решений. Во-первых, в современном мире возросли сложность и взаимозависимость решений, принимаемых в разных областях деятельности людей. Во-вторых, резко увеличилось число факторов и критериев, которые необходимо учитывать в процессе решения сложных проблем. В-третьих, появились новые, исключительно сложные объекты, требующие особо пристального контроля и принятия ответственных государственных решений.

Для успешной реализации управленческих решений в области государственного управления каждый субъект управления должен обеспечить выполнение определенных требований (принципов): целесообразность, оптимальность, своевременность, объективность, конкретность, гибкость, учет первичных и производных последствий принятого и реализованного решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.