Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная власть Республики Беларусь в системе государственного управления.






Важнейшее место в деятельности государства занимает судебная власть, призванная контролировать деятельность государственных органов по исполнению законов, осуществлять правосудие, защищая интересы граждан, организаций и государства.

В Конституции Республики Беларусь в статье 109 указано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах «территориальности» и «специализации».

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Конституционный Суд дает заключение о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. По предложению Президента, Конституционный Суд дает заключение о наличии систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из двенадцати судей, шесть из которых, в том числе Председатель Конституционного Суда, назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда одиннадцать лет.

Суды общей юрисдикции призваны решать следующие задачи: защищать от посягательств личные, политические, социально-экономические права и свободы граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц, независимо от формы собственности, воспитывать граждан в духе преданности Родине, точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения прав, чести и достоинства других граждан.

Основными задачами хозяйственных судов являются: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; содействие укреплению законности в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основах назначаемости судей. Председатели и судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания, председатели и судьи остальных судов назначаются лично Президентом.

Судьи в Республике Беларусь являются неприкосновенными. Неприкосновенность судей выражается в том, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, который его назначил, в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

57. Контроль в системе гос. упр-я. Комитет гос. контроля Республики Беларусь: статус, функции, компетенция.

Центральное место в системе органов, выполняющих функции контроля со стороны гос-ва за исполнительной властью, за соблюдением хозяйствующими субъектами эк. и правовых правил и норм в процессе их хоз. деятельности, занимает Комитет гос. контроля (КГК), образованный Президентом РБ. Этот орган контролирует исполнение республиканского бюджета, нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других гос. органов, регулирующих отношения гос. собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль над расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание гос. аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов гос. собственности, инвестиционной деятельности и т. д. В структуру Комитета входят два департамента: финансовых расследований и финансового мониторинга.

КГК РБ и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и города Минска составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. По решению Президента территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах республики Беларусь.

КГК обладает достаточно широкими полномочиями. В частности, он имеет право:

· получать от гос. органов и иных юрид. лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую информацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности;

· привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих и других гос. органов;

· направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер;

· осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности (применять штрафные, экономические санкции) виновных должностных лиц и субъектов хозяйствования всех форм собственности и другие.

Решения КГК, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном и ином, установленном законодательством порядке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.