Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду в России и оценка опыта развитых стран в налоговом стимулировании охраны окружающей среды






65. Базовые методы, рассматривавшиеся в ходе эксперимента по введению платы за загрязнение на окружающей среды

Апробация трех базовых методов и нескольких их модификаций: по первому методу ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от окружающей среды; по второму - исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей (вариант Госкомприроды СССР); по третьему - исходя из стоимости ресурса (воды, воздуха), необходимого для разбавления смеси, при котором содержание загрязняющих веществ в данном ресурсе будет находиться на уровне предельно допустимой концентрации (ПДК). Анализ каждого из них. Метод, который был выбран за основу введения платы за негативное воздействие на окружающую среду

66. Эколого – экономическое нормирование и регулирование качества окружающей среды в России (система платы за загрязнение: виды и источники платы)

Плата за: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации; размещение отходов. Уровни платы. Принципы расчетов.

67. Принципы формирования базовых нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При расчете нормативов платы за загрязнение принят затратный подход. Суть затратного подхода. Факторы, которые учитываются при формировании нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ. Методический подход по определению базовых нормативов платы за загрязнение окружающей среды, разработанные Госкомэкологией. Учет региональных особенностей, связанных с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями при формировании базовых нормативов платы.

68. Основные правила и нормы по размещению и хранению отходов на предприятии.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение- главный документ, предназначенный для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность (приступающих к осуществлению деятельности) в области обращения с отходами. Основное содержание этого документа. Принципы и методы расчета объемов образования отходов, периодичности их вывоза. Правила хранения твердых бытовых отходов, люминесцентных ламп, аккумуляторных батарей, шин, цветного и черного металла.

69. Основные блоки экологической информации и статистической отчетности на предприятии.

Организационно-распорядительная документация, плановая документация, договорная документация. Документация по охране атмосферного воздуха. Документация по охране водных объектов. Документация по обращению с отходами. Документация по экономике и организации охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

70. Основные недостатки действующего в России эколого –экономического механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Формирование перечня нормативов платы за негативное воздействие. Материальная база контроля и мониторинг негативного воздействия предприятия. Индексация нормативов платы. Отражение удельного экономического и экологического ущерба, возникающего в результате выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещении отходов. Учет лучших зарубежных и отечественных технологий при разработке проектов предельно допустимых выбросов и сбросов на предприятиях. Укрупненные экологические коэффициенты по экономическим районам. Предоставление льгот в виде освобождения от платы за загрязнение ОС бюджетныхорганизаций, организаций, имеющих особую социальную значимость, государственных и муниципальных предприятий И другие недостатки.

71. Суть оптимальной системы платного природопользования и зарубежный опыт

Система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Суть налогов и платежей. Рынок купли-продажи прав на загрязнение окружающей среды.

72. Отражение платы за негативное воздействие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в настоящее время и ранее. Планировавшиеся экологические налоги. Механизм дифференцирования предприятий по значимости воздействия на окружающую среду. Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС. Стимулирующие коэффициенты при исчислении платы за негативное воздействие на ОС к ставкам такой платы с 1 января 2020 года. Принцип нормирования допустимого воздействия на ОС на основе показателей наилучших доступных технологий.

73. Экономические и экологические стимулы ускоренной амортизации на природоохранное оборудование, применяемой в некоторых зарубежных странах.

Пути осуществления ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения. Экономические и экологические стимулы. Примеры по некоторым зарубежным странам по ускоренной амортизации на природоохранное оборудование.

74. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности в странах Европейского экономического сообщества

Платежи и налоги за загрязнение окружающей среды. Виды акцизных налогов на продукцию, загрязняющую окружающую среду на стадии производства и потребления. Примеры по странам эффективности применяемых налогов.

75. Экологические налоги в странах с переходной экономикой.

Страны, активную политику в области охраны окружающей среды. транспортное топливо. Экологические налоги в Венгрии на: шины, холодильники и хладагенты, упаковку, элементы питания. Эффективность этих налогов.

76. Шведская энергополитика высоких природоохранных стандартов и принципов безопасности.

Первые законы в области высоких стандартов энергетики. Программа по экономии энергии. Итоги референдума по закрытию атомных электростанций. Использование альтернативных источников энергии.

77. Законодательная и нормативно-правовая база Швеции, определяющая экономическую политику природопользования и охраны окружающей среды.

Законодательная и нормативно-правовая база, определяющая экономическую политику природопользования и охраны окружающей среды: кодекс шведских штрафов, закон об охране рек и лесов, закон по охране окружающей среды, закон о запрете затопления отходов в море, декрет об ограничении содержания серы в отопительных нефтепродуктах, декрет об уничтожении отходов и другие.

Литература к вопросам 65 -77 (основная и дополнительная):

Основная:

1. Вишняков Я. Д., Зозуля П. В., Зозуля А. В., Киселева С. П.. Охрана окружающей среды: учебник для студ. вузов, обуч-ся по направлению " Экология и природопользование". М.: Academia, 2013.

2. Вишняков Я. Д., Зозуля П. В., Зозуля А. В. Оценка воздействия на окружающую среду: учеб. пособие для подгот. бакалавров по направлению " Экология и природопользование" - 022000. М.: ГУУ, 2014.

3. Тихонова, И. О. Экологический мониторинг атмосферы: учеб. пособие для студ. Вузов. М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная

4. Шубов Л. Я. Технология твердых бытовых отходов: Учебник. М.: Альфа-М: ИФРА-М, 2011

5. Ферару Г. С. Экологический менеджмент: учебник для студ. Вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Тема 12. Основные понятия эколого – экономического ущерба и российские подходы к определению ущерба от загрязнения окружающей среды

78. Влияние загрязнения окружающей среды на экологическое качество окружающей природной среды.

Экологическое качество окружающей природной среды - способность обеспечивать функционирование экологических систем, комфортность жизнедеятельности и т.д. Под загрязнением окружающей среды понимаются антропогенно обусловленные поступления вещества и энергии в окружающую среду и т.д. Что такое экологический ущерб, в чем он проявляется.

79. Основные факторы, определяющие величину предотвращенного экологического ущерба на территории субъектов РФ.

Основные факторы, определяющие величину предотвращенного экологического ущерба на территории субъектов РФ: снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; снижение сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водоемы и подземные горизонты; снижение площадей земель под несанкционированными свалками; снижение загрязненности земель химическими веществами; уменьшение площадей деградированных земель и др..

80. Виды затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его при нарушении водного законодательства и факторы, влияющие на исчисление размера вреда

Виды затрат: затраты, связанные с разработкой проектно-сметной документации, затраты, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения и др.. Факторы, влияющие на исчисление размера вреда: состояние водных объектов, природно-климатические условия и др..

81. Недостатки методик исчисления ущерба окружающей среды, применяемых в РФ.

Основные недостатки методик: несовпадение расчетных величин существующих методик, отсутствие в некоторых методиках четких ссылок на объект (адресность) определяемого ущерба, отсутствие периода расчета ущерба, трудность выделения доли ущерба, нанесенного отдельному реципиенту и др.

82. Типы внешних экстерналий, негативно воздействующих на состояние окружающей природной среды.

Временные (между поколениями) экстерналии – отрицательные и некоторые положительные эффекты. Глобальные (межстрановые) экстерналии, связанные с трансграничными загрязнениями. Межсекторальные экстерналии – примеры. Межрегиональные экстерналии – сходство с глобальными экстерналиями. Локальные экстерналии.

Литература к вопросам 78 – 82 (основная и дополнительная):

Основная

1. Константинов В. М., Галушин В. М., Жигарев И. А., Челидзе Ю. Б.. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие / ред. В. М. Константинов - М.: Академия, 2009

2. Моткин Г.А. Экономическая теория природопользования и охраны окружающей среды. М.: Изд. Дом «Тиссон», 2009.

3. Тулупов А.С. Теория ущерба (общие подходы и вопросы создания методического обеспечения). М.: Наука, 2009.

Дополнительная

4. Рюмина Е.В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений. М.: «Наука», 2009.

5. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 №87.

6. Методика определения предотвращенного экологического ущерба, утвержденная Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды в 1999 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.