Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологический анализ педагогического коллектива






Педагогический коллектив реализует две основные функции (приводится по: Педагогическая психология / [под ред. Н. В. Клюевой]. М., 2006. С. 205): учебно- воспитательную и социально-гуманитарную. Учебно-воспитательная функция опреде­ляет деловые отношения между педагогами, а социально-гуманитарная — личные, «неформальные» отношения, в основе которых лежат потребности, интересы и инди­видуальные особенности каждого педагога.

Основная задача педагогического коллектива — успешно реализовывать учеб­но-воспитательную функцию. Ее решение зависит от следующих подструктур.

Направленность группы, определяющая уровень сплоченности педаго­гического коллектива. Она определяется отношением каждого педагога к про­фессиональной деятельности. Важно, чтобы в основе деятельности педагогов лежала любовь к детям, интерес к общению и познанию их индивидуальных осо­бенностей, желание быть полезным в их развитии и становлении.

Каждый педагогический коллектив имеет свою специфику, которая может быть рассмотрена посредством анализа его организационной культуры.

Организационная культура — набор наиболее значимых нравственных принципов и предположений, принимаемых членами организа­ции и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях.

1. Ценности. От того, какие ценности доминируют среди педагогов и каков уровень их ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), зависит эффективность всего педагогического коллектива.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) — высокий уровень ^^фг совпадения ценностных ориентаций членов коллектива, опреде­ляющий идейное единство, сплоченность, осмысленность и эффектив­ность совместной деятельности.

ЦОЕ определяет идейную основу любого коллектива. Доминирующие цен­ностные ориентации членов коллектива самым непосредственным образом свя­заны со стратегическими целями и задачами учебного заведения. В последнее время в некоторых наиболее развитых организациях формулируются «миссия учреждения» и своеобразная конституция, в которых отражаются основные цен­ностные ориентиры и цели, а также определяются одобряемые нормы поведения и деятельности.

Таким образом, доминирующие ценности педагогов во многом определяют организационную культуру учебного учреждения.

Сплочённость коллектива – это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплочённость – способность сохранять эту структуру.

Сплочённость – необходимый момент стабильного функционирования и самого существования коллектива: её отсутствие неизбежно приводит к деградации и распаду. Эта характеристика меры единения коллектива, вызванного осознанием общности целей, задач, идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Сплочённость зависит от единства ориентаций, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Единство ориентаций показывает степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций учителей по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего, в согласии учителей с организацией работы, в удовлетворённости той напряжённостью, с которой она ведётся, в согласии с оценкой коллектива качества полученного результата. Если одни члены коллектива считают, что поставленные перед ним цели нереальны, или что " овчинка не стоит выделки", а другие придерживаются иного мнения, то никакого единства ориентаций, а следовательно слаженной работы коллектива, не получится.

Совместимость как характеристика коллектива отражает, в какой мере существующие межличностные отношения несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчуждённости и конфликтов.

В коллективах с высокой совместимостью позитивный настрой каждого по отношению к руководителю коллектива, членам коллектива, к условиям работы в целом создаёт благоприятный психологический климат. В развитом коллективе он складывается на основе общественно значимых целей и позитивного отношения к деятельности. Гуманность, забота о коллегах, как и требовательность к ним – норма взаимоотношений в таком коллективе.

В коллективах со средним уровнем совместимости разногласия между учителями уже не являются редкостью, при этом только часть из них разрешается конструктивно. Возникающие конфликты члены коллектива чаще стремятся разрешить без привлечения руководства школы.

При низком уровне совместимости членов педагогического коллектива возникающие в нём по любому поводу столкновения или разногласия чаще всего перерастают в затяжные конфликты, на разрешение которых администрация школы тратит массу сил и времени. В случае неудачи каждый готов переложить вину на других, а в случае успеха – заметить только свои заслуги. Такая неадекватность в приписывании ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности является мощным конфликтогенным фактором.

Сплоченность педагогического коллектива представляет собой сложное социально-психологическое и профессионально-педагогическое явление, которое выражается в степени мобилизационной готовности сотрудников реализовать общие цели деятельности образовательного учреждения. Она достигается на основе психологической совместимости, взаимной согласованности и общности педагогической позиции, признания приоритета педагогических ценностей при их непротиворечивом толковании, ориентации на пролонгированные и глубокие межличностные отношения в педагогической деятельности, выступающий в качестве ведущей сферы личностной самореализации педагогов.

Сплоченность это интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива. Первой характеристикой сплоченности учительского коллектива есть согласованность функционально-ролевых ожиданий, то есть представлений о том, что именно и в какой последовательности должен делать каждый из членов коллектива при реализации общей для всех цели. Так, например, преподаватель биологии, столкнувшись с фактом стойкой неуспеваемости одного из учеников и проводя с ним дополнительные занятия, вместе с тем ожидает, что проинформированный об этом классный руководитель, побувши дома у мальчика, выяснит, в которых условиях тот живое, что мешает ему выполнять домашние задачи, как относятся родители к " очередным" двойкам по биологии и т.д.

В условиях согласованности функционально-ролевых ожиданий классный руководитель сочтет необходимым действовать соответственно ожиданиям своего коллеги. Вместе с тем отсутствие согласованности функционально-ролевых ожиданий может стать источником конфликтов, одной из причин эрозии сплоченности и появления признаков психологической несовместимости в педагогическом коллективе. То обстоятельство, которое преподающие в тому самому классе учителя (биологии и географии, литературы и истории, математики и химии и др.), что имеют дело с теми самыми учениками, работают рядом, но не вместе, создает социально-психологическую ситуацию, которая тормозит процесс коллективообразования в учительской среде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.