Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 30. Методы и приемы развития стратегий иноязычной коммуникативной компетенции






Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Современное общество требует конкурентоспособных специалистов, которые не просто владеют базовым иностранным языком (ИЯ), но и способны общаться на профессиональном ИЯ по своей специальности. Актуальность данной проблемы несомненна в наш век – век глобализации экономики, интеграции политической, культурной и общественной жизни. Следовательно, основной задачей для преподавателей современных технических вузов на сегодняшний день является поиск, исследование и применение актуальных методов преподавания ИЯ.

Активные методы обучения– это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение общепринято считать «наилучшей практикой обучения» в современном вузе. Исследования показывают, что именно на активных занятиях, если они ориентированы на достижение конкретных целей и правильно организованы, обучаемые часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Фраза «наиболее полно и с пользой для себя» означает, что учащиеся думают о том, что они изучают, каким образом они будут применять полученные знания в ситуациях реальной жизни или дальнейшего обучения.

В условиях развития новых информационных технологий проблема развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетентности студентов как будущих представителей информационного общества, приобретает особое значение. Актуальность компетентностного подхода в проектировании деятельностных результатов языкового образования в неязыковом вузе определяется необходимостью преодоления дегуманизации технического образования путём совмещения социально-гуманитарной и технической подготовки студентов. В рамках компетентностного подхода на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешными в обществе. С этой точки зрения, преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:

1. приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;

2. развитие умений слушания и коммуникации;

3. развитие положительной самооценки, толерантности, понимания других людей и их потребностей;

4. поощрение новаторства и творчества.

Обучение ИЯ в неязыковом вузе, сегодня понимаемое как обучение межкультурной коммуникации, неразрывно связано с использованием современных методов. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно, специфику использования тех или иных методов и технологий обучения. При организации занятий преподаватели университета используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций, работу в малых группах, деловые игры и другие современные методы обучения. Задачами любой учебной дисциплины является формирование определенных компетенций в соответствии с компетентностной моделью специалиста. Овладеть коммуникативной компетенцией на ИЯ, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно сложно. Именно по этой причине необходимо использовать активные методы обучения ИЯ в современных вузах.

Основная цель активных методов обучения ИЯ – это формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих ИЯ. Следует отметить, что профессионально-ориентированные проблемные учебно-речевые ситуации позволяют студентам достичь успехов в процессе овладения иноязычной профессиональной коммуникацией, которая, в свою очередь, является основой последующего иноязычного профессионального общения. Усвоенный в процессе обсуждения материал речевых ситуаций может быть перенесён в среду реальной коммуникации с представителями других стран, использован в процессе чтения научно-технической литературы и работы с другими источниками информации.

Бесспорно, коммуникативная компетенция важна не только на уроках ИЯ, но и становится частью современного общества. Однако любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированности умения их использования в профессиональной деятельности. Для решения данной задачи всё шире применяется такие активные методы обучения, как кейс-стади и метод решения задач.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения ИЯ обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют студенту самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций. Активные методы также обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

1. повышение познавательной активности учащихся;

2. развитие творческих способностей и нестандартности

3. мышления;

4. активизацию самостоятельной деятельности;

5. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности студента;

6. формирование положительной учебной мотивации, эффективное усвоение большого объёма учебной информации;

7. развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

8. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития.

Библиография

Сумцова О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку [Текст] / О. В. Сумцова // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 297-298.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.