Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении






Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

 

Формы организации обучения Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая (индивидуально-коллективная) Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.  
Фронтальная Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В школе может быть организована кружковая работа, дополнительные индивидуальные занятия, в ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. Между тем, общепризнанным является факт, что ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок.

Специфика форм организации обучения, направленных на теоретическую и практическую подготовку студентов педагогического колледжа (училища)

Профессиональная практика студентов по специальностям среднего педагогического образования является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности.

Профессиональная практика является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса.

Дидактические цели профессиональной практики – формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы областной, городской и районной администраций, конкретных предприятий и учреждений.

Профессиональная практика — самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам органов государственной власти, конкретного предприятия, учреждения, организации.

Концепция социального воспитания студентов в профессиональных учебных заведениях подразумевает их широкое включение в разнонаправленную деятельность, в первую очередь в профессиональную, важнейшая роль в которой принадлежит педагогической практике. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию будущего учителя, его самосознание, профессиональную позитивную Я - концепцию.

В профессиональных педагогических учебных заведениях накоплен опыт организации и проведения педагогической практики, но при этом следует отметить, что в последние годы в ее осуществлении произошли существенные изменения. В контексте нашего исследования педагогическая практика студентов педагогических колледжей была организована таким образом, чтобы был соблюден принцип непрерывности и требование недублируемости практик.

 

22. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Функции, виды, прин­ципы, специфика обучения детей дошкольного возраста и студентов пе­дагогического колледжа (училища)

Обучение (в педагогике)— целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, умений, навыков. Одна из основных категорий педагогики.

Развитие – объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся психологи прошлого и настоящего.

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.

На различных исторических этапах ее решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом процессе. Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.
Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.
Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности

Четвертая причина связана:

· с признанием приоритета принципа развивающего образования;

· развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие " онтогенез личности");

· осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;

· созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

Виды обучения.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в со­четании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности уча­щихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обуче­ние называют еще традиционным.

Проблемное обучение - обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.

Программированное обучение. Название происходит от поза­имствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последователь­ных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату.

Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глу­бинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области раз­вития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерно­го (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-вос­питательного процесса.

Прин­ципы обучения студентов пе­дагогического колледжа (училища)

Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому)

1. сознательность, активность, самостоятельность: один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения).

2. наглядность: означает что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям.

3. систематичность, последовательность, комплексность в обучении: придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся.

4. обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие.

5. прочность овладения: требует чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения.

6. групповой и индивидуальный подход: в процессе обучения учитель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.