Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование личности в образовательном процессе






Система профессионального обучения служит не только для передачи спец.знаний, но и для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. С годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания. Содержание учебно-профессиональной деятельности изменяется вместе с личностным ростом молодого специалиста.

Учебно-профессиональная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого с целью развития, формирования его личности профессионала.

Данная деятельность представляет собой совокупность следующих компонентов: 1) мотивационно – смыслового; 2) деятельностного; 3) оценочно-контрольного.

Профессиональное становление личности основывается на идеях личностно ориентированного образования и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей будущего профессионала в единстве с усвоение з.у.н.

Личностно - развивающее профессиональное образование ориентируется на формирование нового типа работника, для которого потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, в переходе от функционально – ролевого, частичного существования «на службе» к целостной жизнедеятельности личности в профессиональной сфере приобретает если не доминирующий, то, безусловно, значимый характер. Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.

Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы прав личности с целью ее развития.

Акцентировать внимание на развитие профессионально важных качеств личности.

Актуализация личностного саморазвития - это воспитание самостоятельности обучающихся, саморазвитие личности.

Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления, проектирования и др.

Интеллектуализация содержания профессионального образования – это содействие интеллектуально – творческой направленности личности путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств (насыщения содержания, формирование системы знаний, развитие способов мышления).

Гуманитаризация содержания профессионального образования – это вычленение гуманитарного знания.

Фундаментализация содержания образования – это ориентация профессионального образования на овладение глубинными, сущностными основами и взаимосвязями разнообразных явлений и процессов окружающего мира, и на радикальное развитие интеллектуального потенциала личности.

Содержание и условия профессиональной деятельности всегда вероятны проблемы. Поэтому основной единицей содержания профессионального обучения выступает не «порция информации» или задача, решаемая по определенному образцу, а проблемная ситуация, предполагающая включение продуктивного мышления обучающегося.

В профессиональном образовании развитие познавательных и профессиональных мотивов выступает центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста.

Понятие, классификация, характеристика, специфика методов осуществ­ления целостного педагогического процесса (ЦПП) в ДОУ и педагогиче­ском колледже (училище). Взаимосвязь методов и методических прие­мов, условия их оптимального выбора. Необходимость комплексного ис­пользования методов осуществления ЦПП. Активные методы обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа. Стимулирование познавательной деятельности студентов педагогическо­го колледжа на учебном занятии.

Понятие метода. Метод о— это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достиже­ние заданной цели обучения.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система.

Известны сотни классификаций методов, и число попыток беспрерывно растет. Сущность и особенности наиболее обоснованных современных классификаций методов обучения.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего при­знака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десяти­летия все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новей­шими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них имеет свои модификации (способы выражения).

  Классификация методов    
Практиче­ский Наглядный Словесный Работа с книгой Видео­метод  
Опыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр  
Упражнения   Разъяснение Изучение Обучение  
Учебно-про­изводительный труд Демонстрация Наблюдения учащихся Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Реферирова­ние Беглый про­смотр Цитирование Изложение Составление плана Конспектиро­вание Упражнения под контролем «электронного учителя» Контроль  

 

Эта классификация была и остается наиболее емкой, инфор­мативной, к тому же простой и очевидной. Они были и всегда останутся главными источниками обучения. Традиционная классификация одинако­во хорошо сочетается со всеми теориями обучения.

2. Классификация методов по назначению (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации вы­ступают последовательные этапы, через которые проходит про­цесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:


— приобретение знаний;

— формирование умений и навыков;

— применение знаний;

— творческая деятельность;

— закрепление;

— проверка знаний, умений, навыков.


Нетрудно заметить, что данная классификация методов со­гласуется с классической схемой организации учебных занятий и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учеб­но-воспитательного процесса, а также упростить номенклату­ру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познава­тельной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип по­знавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятель­ности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В дан­ной классификации выделяются методы;


— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп­тивный);

— репродуктивный;

— проблемное изложение;

— частично поисковый (эвристический);

— исследовательский.


Если, например, познавательная деятельность, организован­ная педагогом, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему ре­продуктивный метод обучения. При более высоком уровне на­пряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного тру­да, имеет место эвристический или еще более высокий — ис­следовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распростра­нение.

Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм. Игровые методы все больше проникают в учебный процесс.

В дошкольной педагогике под методами обучения понимается система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В таком определении метода подчеркивается двусторон­ний характер процесса обучения. Методы обучения не ог­раничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направ­ляет познавательную и связанную с ней практическую дея­тельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению ди­дактической задачи.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педаго­гике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер спо­собов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образ­ное мышления.

методы обучения по источнику информации и восприятия делятся на:

1 .Словесные - рассказ, беседа, чтение. Приемы –пояснение, указания, показ образца, объяснение, оценка.

2. наглядные – наблюдения-распознающий, репродуктивного характера, иллюстрации, демонстраций, ТСО. Прием – вопрос, сравнение, обобщение, показ способа действий, образца.

3. практические – упражнения-повторение ребенком умственных или практических действий, игровой метод-использование разных компонентов игровой деятельности в сочетании с приемами (прием-вопрос, указания, показ) элементарные –преобразование явления с целью выявления свойств объектов, связи и причин изменения (прием – поисковые действия), моделирование-процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях.

методы обучения подразделить на сле­дующие группы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.