Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память и деятельность. Мотивация и запоминание.






 

Запоминание как решение мнемической задачи:

1) процесс решения;

2) условия его обеспечения.

Подходы к исследованию механизмов памяти (когнитивная психология):

1) время хранения информации. Блоки в системе переработки информации: УКП, КП и ДП – структурный подход.

2) Способ, глубина переработки информации – уровневый подход.

 

А. Н. Леонтьев: память – совокупность уровней переработки информации функциональных органов.

Н. А. Бернштейн: формирование двигательного навыка – результат повторений, механического запоминания.

1) работа (ключевой термин) – построение и осуществление двигательных программ в постоянно меняющихся условиях. За сохранением средств запоминания стоит процесс решения двигательной задачи. Формирование навыка – повторение (произвольная репродукция эталона) без повторения (изменение субъекта - послепроизвольная реконструкция эталона в новых условиях) – создание функционального органа. Совершенствование навыка бесконечно, так как он может помещаться в новые условия.

2) исследование уровней построения движений соответствующих двигательной задаче. При построении навыка решается несколько задач – участвуют несколько уровней. Сначала человек имеет представление об эталоне (о ведущем уровне), новые стадии освоения навыка – развертка фоновых уровней первоначально скрытых. Последовательность стадий формирования навыка связана с выделением новых задач.

 

К. Левин (Гештальтпсихология): связь мнемической задачи с деятельностью, в которую она включена. Сохранение – организация материала. В основе запоминания – целостная структура выполняемого действия.

Память и мотивация (3 причины сохранения):

1) объективная характеристика материала (классический ассоцианизм);

2) субъективная характеристика материала

  • Фрейд: память зависит от базовой мотивации;
  • Выготский и Бартлет: субъективные способы преобразования материала;

3) взаимодействие субъекта с объектом

(К. Левин: ситуативная мотивация, связанная с актуальным опытом), изучение мотивационных условий непроизвольного запоминания. Запоминание зависит от намерения выполнить задачу и сохранения целостной целевой структуры выполняемого действия.

Эксперимент: временное нарушение структуры действия. Факторы разрушения структуры:

1) резкая смена валентности;

2) эффект замещения: прямой (подпись на заданиях) и косвенный(“письмо в кармане”);

3) целевая структура более устойчива, если она связана с новой мотивацией. Запоминание зависит от наличия целевой структуры (цели, связанной с мотивацией).

Гештальтпсихология:

мнемический след – целостная структура, на сохранение которой влияет целостная структура действия. Ее сохранение зависит от актуальной мотивации.

Мотивационное поле – единство внешних и внутренних факторов, в нем действуют силы, создающие напряжение. Они имеют два источника: 1) субъектный - квазипотребность, намерение совершить действие; 2) объектный – валентность. Поле – напряженная система, стремящаяся к разрядке. Принятие задачи создает целевую структуру действия, пока оно не выполнено, его содержание сохраняется. Непроизвольное запоминание: память – результат сохранения напряжения, сохранение целевой структуры действия. Наличие четкого представления о будущем результате – критерий сформированности целевой структуры действия. Забывание может быть эффектом вытеснения (забыто и содержание, и намерение, Фрейд).

 

Б. В. Зейгарник: запоминание содержания незавершенных действий. Эффект Зейгарник, условие его интенсивного проявления: 1) сформирована целевая структура действия; 2) запоминание непроизвольно.

Г. В. Биренбаум: забывание намерений выполнить действие. Это результат временного разрушения целевой структуры. В структуре действия можно выделить цель и условия ее достижения. Запоминание содержания выполненных действий.

П. И. Зинченко, А. А. Смирнов: запоминание материала и его места в структуре выполняемой деятельности. Зинченко: память – артефакт, продукт выполнения деятельности.

1) неслучайный процесс;

2) не результат прерванности действий. Память – производная от того места, которое занимал материал в структуре выполняемого действия.

Эксперимент 1: 15 карточек с изображением предметов и чисел в углу. Одна группа испытуемых осуществляла классификацию предметов и лучше их запомнила, а другая сортировала по числам. Вывод: непроизвольно запомненный материал входил в предмет содержания действий, но не операций. Эксперимент-2: детям и взрослым нужно было производить действия с числами по составлению арифметической задачи. Вывод: дети запомнили числа лучше, чем взрослые, так как для них арифметические действия были психологическими действиями, а для взрослых операциями. Смирнов: любая деятельность имеет мнемический продукт, у нее существует мнемическая направленность: 1) непроизвольная.

Эксперимент: описать путь на работу. Вывод: непроизвольно запоминается материал, включенный в ведущую деятельность субъекта. Эксперимент Истоминой: дети запоминали просто числа или для использования в игре. 2) произвольная – она выражена в намерении – мнемическая установка.

Мнемическая мотивация и установки:

а) установка на полноту запоминания;

б) установка на последовательность;

в) установка на точность;

г) установка на своевременность;

д) установка на прочность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.