Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная природа памяти человека.






Развитие опосредованного запоминания – становление человека как социального индивида.

Л. С. Выготский: ВПФ появляется сначала во внешнем, потом во внутреннем виде. Процесс интериоризации. Понятийной памяти предшествует феноменальная память (натуральная) – эта память, которая включена в практику. Когнитивная психология: с 3-4 лет когнитивные схемы.

Л. Леви-Брюль. Исследования первобытного сознания. Архаичный человек: полная чувственная ориентация в среде. Ритуальные праздники – натуральная память, без познания мышления, но уже человеческая, с определенными средствами. Это празнаки. Сознание их подчинено закону сопричастия. Использование не средств запоминания, а средств регуляции поведения. Характеристика феноменальной памяти: 1) детальная точность отображения реальности в празнаках.

Выготский: “Ребенок сознает мир, потому что помнит”. Слово – индивидуально-конкретное отражение уникального события. Речь без подлежащих – изобразительный знак стремится стать тождественным реальности. 2) неизменная последовательность описания. Воспоминание связано с действием, изобразительный знак подкреплен телесным участием в акте запоминания. Память – набор моторных операций. Сознание сенсомоторных единиц. Сенсомоторная память – топографическая память. Память – автоматизированное действие (ритуал). Воспоминание – сложное сенсомоторное представление, части которого следуют одно за другим в неизменном порядке и рассуждение в их отношении затруднительно. Избегание логики, так как она может изменить последовательность (мнемотехники: метод последовательных мест и связный рассказ). 3) полная аффективность памяти. Язык – средство управления поведением. Аффективно окрашенные признаки носят священный характер.

Аспекты феноменальной памяти:

1) память - восприятие;

2) память - действие;

3) память – аффект.

Туземец чувствует, что он – автомат для запоминания, средством управления которого является язык.

Феноменальная память – память ли?

Жане: нет. Изучение патологии памяти – явление реминисценции (навязчивого повторения). Память – возможность изменить последовательность событий. Память – специфическая человеческая функция, “память-рассказ”. Выготский: да. Это начальный материал для преобразования в ВПФ. Признак должен стать знаком, отделиться от вещи. “Ребенок сознает, потому что помнит; а взрослый помнит, потому что мыслит.”

Характеристики натуральной памяти:

1) тождество внешних и внутренних средств: язык – средство описания реальности и регуляции поведения;

2) тождество памяти тела и духа (ритуал);

3) тождество социального и культурного.

В развитии – распад тождеств, превращении во взаимосвязанное единство.

Возможности перехода от комплексной памяти:

1) Жане “-” к синкретам – патология; (Жане (французская социологическая школа)

2) Выготский: “+” к понятиям.

 

Реминисценция. Память – рассказ.
Автоматизированное, точное повторение движений в жесткой последовательности. Возможность изменений в новых обстоятельствах.
Длится нерационально долго, мешает воспринимать актуальный опыт. Экономное средство (Бартлетт: построение схем).
Асоциально, не позволяет осуществлять продуктивный диалог. Связана с аффектом, который ее и разрушает. Социальное действие.

 

Реминисценция – выпадение человека из общества. Виды памяти, включенные в жизнь: 1) мнемотехника; 2) познание.

(2) Выготский: у понятия существует объем и содержание. Объем – комплексная память, содержание – только истинное понятие.

 

 

  Основные характеристики мнемической задачи.
Функции памяти. Цель. Средства.
    Технический прием – комплекс. Осознание приема – понятие.
1. Полнота. Синтез материала, охват всей ситуации. 1) составление рядов – метод мест, 2) замыкание рядов – построение структур. Выделение общих признаков материала, их соотнесение и реконструкция, построение когнитивных схем.
2. последовательное сохранение. Сохранение порядка, объединение элементов ряда. 1) составление связных (по парных) цепей (фраза); 2) взаимное встраивание элементов; 3) намеренное ук рупнение единиц (каждый охотник…). Переход от совпадений к причинно-следственным связям (логика). 1) поиск оснований для вывода; 2) образование классов; 3) формальное суждение.
3. Точность воспроизведения. Буквальное воспроизведение. Кодирование материала – составление единиц как комплексов. 1) созвучие материала; 2) связь между образом и звуком; 3) связь между цифрами и буквами. Заучить (внешнее) и понять (внутреннее). Декодирование материала (“развязывание узелков”). Извлечение из контекста – появление нового смысла. Знак условен – появление языка.
         

 

Современному человеку не надо формировать память, а нужно развивать мышление. Содержание памяти и средства запоминания: интериоризация как усвоение средств (Выготский); преобразование материала в когнитивные схемы (Бартлетт): память – внутренняя деятельность по его преобразованию.

Л. С. Выготский: основные свойства ВПФ.

 

Название свойства. Натуральная память (включенная в жизнь). Память – познание.
1. Социальна по существу. Прапамять как форма социальной памяти необходима для сохранения традиций. Индивид сопричастен обществу, что позволяет ему управлять собой. Разделение социального и культурного. Возможность самостоятельного управления. Осознание своей социальной функции - возникновение отдельных действий памяти и возможности сохранения культурного опыта.
2. Опосредована по характеру. Прасредства: перцептивно-аффективно-моторные комплексы. Разделение внешнего и внутреннего (интериоризация).
3. Произвольна по формированию. Нет собственно мнемических задач, нет субъективной разницы между внутренними требованиями и внешними усилиями. Возникновение произвольности – мнемическая задача. Появление специфической мотивации.
4. Системна по строению. Комплекс, нет разделения КП и ДП. Нужно удерживать весь прошлый опыт. Система – отдельная функция, закономерно-связанная с другими. Возможность отделения прошлого опыта от настоящего (ДП). Потеря памяти – утрата средств.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.