Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийная модель разрешения конфликта.






Цель конфликтологии - создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтом, изучить границу конфликта. найти почву для согласия и т.д.

 

Динамика конфликта по Анцупову и Шипилову.

 

Стиль поведения в конфликтной ситуации.

 

Разрешение конфликтов.

Способы разрешения конфликтов разнообразны, как и сами конфликтные ситуации, но все они могут быть сведены к некоторым основным группам:

I. Уход от конфликта (тактика избегания конфликта).

Эта тактика является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации, к ней прибегают как участники конфликта, так и менеджеры, когда улаживают конфликт. Суть тактики - игнорирование конфликта, отказ от признания его существования, самоустранение (физическое или психологическое).

Может показаться, что тактика плохая, но она имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства тактики:

§ легко и быстро осуществляется, не нужны материальные и психологические ресурсы (например, руководитель, избегая конфликта, не отвечает на просьбу сотрудника о повышении заработной платы);

§ тактика приемлема, когда назревает конфликт, связанный с несущественными для данной группы делами.

Недостатки тактики:

Þ при определенных условиях эта тактика может привести к эскалации конфликта, так как причина конфликта не устраняется, а консервируется. Если проблема, которая ведет к конфликту, существенна, то консервация конфликта может привести к обострению, а не к улаживанию конфликта.

Тактика избегания конфликта является успешной в определенных условиях:

§ если причина, порождающая противоборство, является верхушкой айсберга и свидетельствует о наличии других, глубоких предпосылок конфликтов;

§ если причина коренится в ограниченности имеющейся информации о конфликте, нужна дополнительная работа, сбор данных, которая обеспечивает эффективное разрешение конфликта;

§ отсутствие у одной из сторон сил, с помощью которых возможно в данный момент разрешить конфликт.

Стиль поведения при тактике избегания конфликта:

· утаивание, засекречивание информации с целью не допустить обострения конфликта;

· отказ от признания самого факта существования причин конфликта в расчете на то, что он решится сам по себе.

 

II. Метод применения силы.

Использование этого метода свидетельствует о готовности к разрешению конфликта, по крайне мере, у одной из сторон.

Суть метода - принудительное навязывание своего решения одной из сторон.

Предпосылки (благоприятные условия):

§ наличие у одной из сторон решающего перевеса ресурсов (например, администрация завода справляется с бастующими работниками путем набора новых работников);

§ возникновение чрезвычайной ситуации;

§ необходимость принятия непопулярного решения;

§ бесспорная правота одной из сторон.

 

Формы проявления тактики насилия:

§ использование силовых методов;

§ применение жесткого, приказного стиля общения;

§ использование мер наказания при одновременном поощрении добросовестных сотрудников.

 

III. Тактики уступок и компромиссов.

Предыдущие тактики рассчитаны на выигрыш одной из сторон и проигрыш другой, являются самыми древними способами разрешения конфликтов, они вошли в привычку и используются автоматически, но современная конфликтология рассматривает эти тактики негативно, в них преобладает иррациональный подход.

К цивилизованным методам разрешения конфликта относятся методы " выигрыш-выигрыш", тактика односторонних уступок или тактика двусторонних компромиссов, взаимовыгодных соглашений. Эти тактики нацелены на конструктивное, положительное разрешение конфликтов. Овладение ими - условие современной эффективной управленческой деятельности.

 

Тактика односторонних уступок (приспособления).

Предпосылки для применения тактики:

§ явная ошибка во взаимоотношениях, допущенная одной из сторон;

§ в условиях, когда будущее грозит кризисными событиями для данной группы и надо беречь энергию для этого, и ценой уступок по менее значимым проблемам, сохранить резервы для будущих кризисов;

§ отказ от уступок грозит более серьезным уроном.

Слабости (недостаток) тактики уступок - частично реализует принцип " выигрыш-выигрыш", выгоду получает только одна сторона.

Более надежна тактика компромиссов (взаимных уступок), которая становится надежной основой долговременного сотрудничества. Эта тактика - классический (образцовый) способ разрешения конфликтных ситуаций.

Компромисс - путь взаимных уступок, взаимовыгодные сделки, частичное удовлетворение интересов обеих противоборствующих сторон, поиск взаимоприемлемых позиций.

Условия для применения этой тактики:

§ обе стороны готовы к взаимным уступкам;

§ невозможность разрешения конфликта силовым методом, нет возможности ухода.

Большая роль в этой тактике отводится переговорам - они позволяют выяснить зоны согласия, точки соприкосновения интересов.

Трудности в применении тактики:

§ возможность отказа одной из сторон от первоначально занятой позиции;

§ решение, принятое в результате переговоров, может оказаться противоречивым;

§ в компромиссном соглашении всегда имеется элемент отказа от первоначально занятой позиции, возможно возвращение к первоначальной позиции.

Достоинства тактики:

§ ведет к взаимовыгодному результату;

§ демонстрирует уважение сторон к достоинству друг друга.

 

Проблема цены конфликта. Тактика срытых действий.

Анализ конфликтов убеждает в том, что цена конфликта может быть очень высокая.

Неудача в разрешении конфликта:

§ тревога;

§ чувство одиночества;

§ стрессовая ситуация.

 

Урегулированный конфликт:

§ утверждение в душе чувства покоя, умиротворения, веселья;

§ усиление энергии, готовности к новым делам;

§ чувство расширения возможностей, перспектив;

§ укрепление здоровья.

 

Социальные последствия неудачи в разрешении конфликта:

§ материальные потери;

§ человеческие потери.

Наиболее позитивный путь к позитивному результату - тактика переговоров, компромиссов.

 

Метод скрытых действий:

§ подкуп;

§ обман;

§ заговоры;

§ интриги и т.д. (исторический пример - заговор против Цезаря).

Причины применения этих методов - низкий уровень культуры, кризис состояния общества.

 

Переговоры как оптимальный способ регулирования конфликтов.

Важнейшим элементом любого метода урегулирования конфликта являются переговоры. Без переговоров невозможно разрешение конфликта.

Переговоры - наиболее существенное звено в деятельности любого управленца, особенно в области урегулирования конфликта.

 

Основные роли участников и главные принципы ведения переговоров.

Менеджер может участвовать в переговорах в разных ролях:

§ как представитель более высокой инстанции;

§ участник конфликта в составе одной из сторон;

§ посредник, медиатор.

Каждая из этих ролей своеобразна, но для всех участников конфликта существуют правила поведения и кодексы запретов (перечни запрещенных приемов):

§ авторитарность поведения;

§ откровенная грубость;

§ преждевременная, поспешная оценка промежуточных результатов переговоров как провала;

§ нельзя полагать, что просьба одной из сторон сделать перерыв является признаком слабости;

§ недопустимо оценивать компромиссные предложения противоположной стороны как проявление слабости этой стороны, так как проявление гибкости является проявлением силы.

 

Основные задачи переговоров.

Для успеха приговоров надо видеть их цели и задачи:

§ достижение реальных результатов - главная задача переговоров (выраженная в письменном решении, которое должно быть четким, определенным, недвусмысленным);

§ быть готовым и осуществить необходимое изменение своих первоначальных позиций, корректировка предложений, готовность пройти на уступки, компромисс;

§ эмоциональная поддержка, позитивный психологический климат, настроение, человеческие взаимоотношения в ходе переговоров, предпосылки дальнейших конфликтов.

 

Подготовка переговоров:

§ создание условий для начала переговоров;

§ убеждение оппонентов в целесообразности проведения переговоров;

§ заручиться поддержкой общественного мнения;

§ вовлечение в процесс авторитетных лиц.

Результат подготовки переговоров - достичь хотя бы встречи.

 

Для успешного проведения переговоров надо:

§ тщательно анализировать суть конфликта, этот анализ может быть представлен в виде карты анализа конфликта, где указываются участники, спорные вопросы, интересы, потребности сторон, которые оказались ущемлены и привели к конфликту;

§ используя метод прогноза предположить те спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе переговоров;

§ четко представить свои силы и силы сторон, формулировка возможных решений;

§ направление взаимоотношений с партнерами, которые могут быть использованы в дальнейшем.

Но заранее просчитать все нельзя, так как в ходе переговоров может возникнуть незапланированная ситуация.

 

Основные фазы переговоров и главные принципы переговорного процесса.

Главные фазы переговоров:

1. Подготовительная фаза - может быть дополнена вышесказанными консультациями.

2. Изложение каждой стороной в ходе переговоров своей позиции с опорой на факты. Допустима критика другой стороны (опираясь на факты).

3. Фаза поиска интегрального решения (дискуссии) - сближение позиций. Допустимо оказывать давление на партнера.

4. Финальная фаза - принятие решений или признание провала (неудачи переговоров).

Тупик в переговорах - ситуация, при которой изложение всех возможных предложений не приводит к принятию решений, но и такой результат имеет свое позитивное значение:

§ провал переговоров позволяет четко увидеть противоположные позиции сторон, суть спора, разногласий;

§ провал переговоров может послужить импульсом, исходной точкой к поиску принципиально новых решений.

Но тупика в переговорах следует избегать, и чтобы к нему не прийти, надо соблюдать основные принципы ведения переговоров:

§ нужно учитывать, что конфликт - явление комплексное (социальное и психологическое), поэтому разрешен он может быть в ходе переговоров тоже только комплексом средств;

§ проблема, вызвавшая конфликт, должна быть глубоко и всесторонне продумана и только на основе этого анализа должна быть выработана линия поведения на переговорах;

§ помогать, а не мешать друг другу в достижении решений (применить гибкость, устойчивость);

§ учитывать не сиюминутные, а долговременные интересы сторон;

§ тщательно продумывать весь ход переговоров, даже если они зашли в тупик.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ (ЛЕКЦИЯ, СЕ­МИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ").

Организационные формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

 

1) Формы обучения (по кол-ву обучающихся)

- массовые

- коллективные

- групповые

- индивидуальные

2) Формы обучения (по продолжительности занятия)

- классические (45 м)

- спаренное (90м)

- произвольное

3) Формы обучения (по месту)

- школьные

- внешкольные (экскурсии, знакомство с пр-ом на заводу)

 

Основная форма обучения урок.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении элемент учебного процесса.

 

Классификация уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе.

- комбинированные

- уроки изучения новых знаний

- уроки формирования новых умений

- уроки обобщения и систематизации

- уроки контроля и коррекции знаний, умений

- уроки практического применения знаний, умений

 

К ВУЗовским формам обучения относят:

- лекция,

- практика, семинар,

- лабораторная,

- коллоквиум (одна тема глубоко изучается, берется много различных источников).

 

1) Методы Восприятия, Усвоения

- рассказ,

- беседа,

- объяснение,

- лекция,

- иллюстрация,

- демонстрация,

- работа с книгой и документом

 

2) Методы Усвоения, Воспроизведения

- проблемная ситуация

- игровая ситуация

- дискуссия

- эксперимент

- упражнение

- опорный конспект

- взаимообучение

- опрос и контроль

 

3) Методы Учебно-Творчекого Выраженя

- самостоятельный поиск

- художественное исполнительство

- критический анализ результатов учебной деятельности

 

Методы Воспитания

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.