Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории личности






 

Пожалуй, наибольшее разнообразие в психологии можно встретить при построении теорий личности. В различных психологических подходах как к определению сущности личности, так и к указанию основных детерминант ее разви­тия существует множество диаметрально противоположных позиций.

Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных «координат».

Биологическое и (или) социальное: в какой степени на раз­витие личности оказывают влияние биологические и со­циальные факторы.

Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до рождения, пренаталъно, и после рождения, постнатально: в какой степени на развитие личности оказывают влияние факторы наследования генов от родителей; факторы, ока­зывающие влияние на эмбриональное развитие оплодо­творенной половой клетки и внутриутробное развитие плода; факторы воздействия внешней среды на организм после рождения.

Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактив­ность: насколько особенности личности зависят от внут­ренней, присущей человеку активности и насколько — от внешних причин и воздействий.

Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени разум оказывает влияние на поведение и личностные каче­ства человека.

Стремление к адаптации и поддержанию равновесия меж­ду внутренней средой организма и внешней средой (гомеостаз) или к надситуативной активности.

Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или) объяснение: существуют возможности для познания и объя­снения закономерностей, детерминант личностного раз­вития или следует считать, что личность непознаваема и возможно лишь только понимание ее особенностей путем эмпатии, идентификации.

 

Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения про­исхождения личностных качеств и особенностей разные ав­торы выделяют множество подходов:

психодинамические теории: личность и поведение челове­ка объясняются как следствие внутренних инстинктив­ных, психофизиологических, психологических, потребно-стно-мотивационных факторов;

теории научения: личность и поведение человека объясня­ются как результат процессов научения в ответ на различ­ные влияния внешней среды;

интеракционистские теории: личность и поведение чело­века объясняются как овладение субъектом способами взаимодействия с другими людьми;

социодинамические теории: личность и поведение челове­ка объясняются как следствия воздействий на человека со стороны других людей и включения в социальные отноше­ния;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.