Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные зарубежные теории журналистики.




 

(по лекциям Бакулина)

Концепция трех моделей СМИ (о том, что ее ОБЯЗАТЕЛЬНО надо упомянуть, сказала Вартанова). Паоло Манчини и Дэниел Халлин выделили три основных модели СМИ, отличающихся друг от друга манерой подачи информации и структурой рынка, привычками аудитории, отношениями между медиа- и политической системой. Отмечается, что в чистом виде эти модели почти не встречаются.

1. Северо-атлантическая модель.Связана с Канадой, Великобританией, Ирландией. Главный двигатель СМИ - коммерция. Сюда относят Россию. Минимальное влияние государства; пресса направлена на публику, которая может не интересоваться политической сферой. Поскольку экономика глобализируется, а двигателем глобализации в основном являются американские компании, к этой модели приближается большинство стран. Также модель называют либеральной.

2. Средиземноморская/поляризированно-плюралистская. Италия, Испания, Португалия, Греция. Относительно слабое развитие коммерчески ориентированных СМИ, довольно сильно вмешательство государства в медиарынок, интересы переплетены между политической и медиасферой. Нацелены прежде всего на хорошо образованные элитные группы. Прессу читает существенно больше мужчин, чем женщин (примерно на 34%). Печать слабо распространена => подлинное СМИ - ТВ. Факты и комментарии не разделены, заголовки кричащие.

3. Североевропейская / демократически-корпоративная.Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, скандинавские страны. Сосуществование двух групп СМИ: коммерчески и социально ориентированные. Сильно вмешательство государства (субсидирование изданий с целью поддержания плюрализма мнений) + высокая степень свободы СМИ. Раннее развитие массовой прессы, высокие тиражи газет.

Либеральная модель СМИ является идеалом, так как наиболее подходит глобальной экономике, но пока она утвердилась лишь в нескольких странах Запада.

Почему Россию сложно отнести к какому-либо типу? Она быстро движется к либеральной модели, но близка и к поляризированному плюрализму; нет четкого различия между «желтой» и качественной прессой, в одной газете могут сочетаться эти черты; слишком низкие тиражи газет; одним из крупнейших телеканалов владеет газовая компания.

Явные минусы модели:

● многие страны не включены в список

● необходимо учитывать особенности менталитета и истории, а они нивелируются.

 

В 1950-1970 гг. существовала теория, что массмедиа влияют весьма незначительно - теория ограниченных эффектов. (Лазарфельд проводил исследования. Первые из них состоялись в 1940-е годы. Анкетирование: за кого будут голосовать и влияют ли СМИ на это решение? Оказалось, что 53% изначально никакому влиянию подвержены не были, 8% ориентировались на СМИ => влияние было минимально. Появление термина «Лидер мнения» - и это были не массмедиа, а люди.



После этого начали появляться и другие теории:

1. Теория когнитивного соответствия. Заключается в том, что каждый имеет потребность поддерживать когнитивный баланс: мы получаем новость не для того, чтобы расширить знания, а чтобы подтвердить собственную точку зрения. Но блоки отрицательных новостей могут разрушить когнитивный баланс и привести к диссонансу - несоответствию того, как мы думаем, тому, что есть. Отсюда три аспекта: когнитивная экспозиция (ухватывание тех новостей, что нам нужны) => когнитивная апперцепция (ухваченную информацию «устаканить» в себе) => когнитивное запоминание.

2. Теория диффузии. Ставит вопрос о том, кто первым получает информацию, принимает ее и как. Появление термина «инноваторы» - те, кто первыми замечают что-то новое (таких всего 2,5%). Информация инноваторов переходит к «ранним адептам» (раннему большинству), затем появляется «позднее большинство». Если в итоге 6-16% человек знают о новинке, можно считать, что товар состоялся.

3. Идея катарсиса. Люди, смотрящие что-либо с содержанием агрессивности и насилия, считаются более социально ориентированными и избавляются от зла в себе.

4. Модель научения. Если человек смотрит ТВ, он копирует те или иные поведенческие модели и образы и переносит их на свои жизненные ситуации.

5. Модель обретения пользы и удовольствия.Человек является потребителем какого-то контента для того, чтобы извлечь что-то приятное для себя.Известные американские теоретики и историки печати профессоры Иллинойского университета Фред Сиберт, Теодор Петерсон и др издали книгу «Четыре теории прессы», которая долгое время рассматривалась за рубежом как классическая.



Авторитарная концепция устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицетворяемым.

либертарианская теория Теория свободы печати, основанной на свободе воли, или, как ее называют авторы, , отвергает эту зависимость, ниспровергает концепцию печати как инструмента государства и утверждает свободу от правительственного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры.

Теория социальной ответственности печати развивает либертарианскую линию применительно к новым условиям концентрации и монополизации прессы, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой информации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества. Эта теория базируется на добровольном согласии владельцев и издателей на уступки журналистам и обществу и на существенное ограничение своих прав. Советская коммунистическая теория развивает авторитарный подход к журналистике как орудию и инструменту в руках коммунистической партии.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал