Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публицистика М. Е. Салтыкова-Щедрина. М. Е. Салтыков-Щедрин о современной ему прессе.






(по Есину, ответам)

После закрытия «Современника» и «Русского слова» Некрасов и Благосветлов стали искать способ возобновления демократической печати. Опыт и обстановка подсказывали единственный выход - аренду уже существующего издания с достаточно широкой программой, чтобы при помощи новых сотрудников превратить его в демократический орган. Потому Некрасов арендовал у Краевского «Отечественные записки». В журнал он пригласил Салтыкова-Щедрина и Елисеева. Салтыков-Щедрин редактировал беллетристику, в целом в «Отечественных записках он работал 16 лет (1868-1884).

Период расцвета сатирической публицистики Салтыкова-Щедрина. В литературном наследстве писателя 70-80-х годов особое место занимают крупные сатирические обозрения - циклы очерков, в которых органически слиты элементы публицистики и художественной прозы. Это была своеобразная, свободная жанровая форма с относительной самостоятельностью отдельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня. В своих очерках Салтыков-Щедрин достигал огромной силы сатирической типизации и широты охвата событий внутренней и международной жизни.

Основные публицистические произведения писателя. В 1868-1869 гг. опубликовал два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции» (дополненные отдельными главами в 1870 и 1871 гг. И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 года? Почему общественный подъем 60х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Он сам увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов. Главная же вина лежит на русских либералах с их постоянной готовностью к компромиссу. Считал, что пережитки феодализма очень живучи, и крепостное право еще живет во всем. В 1872-1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» и «Благонамеренные речи». Оба посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70-80х годов и ее идеологии - либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности.

Теперь подробнее по основным очеркам:

«Признаки времени». Здесь Салтыков-Щедрин дал верную характеристику земской реформы. Либералы с радостью встретили положение о земствах, однако никаких ожидаемых «потрясений основ» не последовало: пошли только разговоры о том, какое значение имеют белье и рукомойники в местных больницах. И это образное определение занятий земств как деятельности «по лужению рукомойников» надолго вошло в обиход демократической прессы для обозначения незначительной роли этих учреждений в общественной жизни. Салтыков-Щедрин верно раскрыл сословную природу земств, антинародный характер многих их начинаний. Он не выступал против земств, но был лишь против засевших в них крепостников-помещиков. Признаки времени с господствующим капиталистическим устремлением к наживе - «хищничеством» - и политической пассивностью народа, задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Сокрушается, что среди «легковесных» нет места идеалам 40-60х годов, однако не теряет надежды на лучшее будущее.

«Дневник провинциала в Петербурге» (1872) вскрывает социальную сущность либерализма как идеологии эксплуататоров, бичует «панегиристов хищничества» - «пенкоснимателей», верных слуг буржуазии. Капиталист-хищник, пишет сатирик, осуществляет хищничество на практике, а «либералист-пенкосниматель» оправдывает хищничество. Писатель смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждам капиталистического развития. Во многих обозрениях, почти всех публицистических циклах встречаются фигуры буржуазных журналистов. Здесь это издевательская характеристика либерально-буржуазной прессы 70-х годов - печати «пенкоснимателей». Под именем «Старейшей российской пенкоснимательницы» изобразил «Санкт-Петербургские ведомости» Корша - крупнейшую либеральную газету того времени, высмеял продажных, трусливых газетных борзописцев, идеологов и теоретиков хищничества.

● В «Благонамеренных речах» (1872-1876) сатирик показал русскому массовому читателю, читателю-«простецу», как он говорил, всю ложь и лицемерие идеологических основ дворянско-буржуазного государства. Он обнажил фальшь благонамеренных речей адвокатов этого государства, разоблачил грабительский характер буржуазной собственности и аморальный характер буржуазных семейных отношений, этических норм, сравнил национальные богатства с «отечественным пирогом», которым пользуются только господствующие классы. Это сравнение было настолько удачным, что к нему неоднократно обращались русские публицисты.

«В среде умеренности и аккуратности» (1874-1880). Отразились два основных события: политическая реакция первой половины 70х годов и события, связанные с русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Типичным явлением русской действительности называет «молчалинство» - безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию. Молчалины всюду, однако их угодливость не означает, что они играют только пассивную роль: руки Молчалиных, как и руки царских сатрапов, заляпаны кровью. В главах, относящихся к войне, дана яркая сатирическая картина шовинистического угара, охватившего часть русского общества и отразившегося на страницах многих либеральных и реакционных газет. В этом цикле также содержится злая сатира на либеральную прессу, явно повернувшуюся в конце 70-х годов к монархизму. Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин, издатель газеты «Новое время». Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты. Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой фразе такой оборот, чтобы не осталось ни тени недоверия к начальству.

 

«За рубежом» (1880). Беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии. «Зарубежное» в очерках постоянно и тесно переплетается с «отечественным». Разговор мальчика в штанах с мальчиком без штанов - вопрос о характере дальнейшего развития России. Салтыков-Щедрин приходит к выводу, что она, так же как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Гневно клеймит реакционную политику русского царя и дворянства. Отталкивающий сатирический образ торжествующей свиньи, которая пожирает беспомощно барахтающуюся правду, был символом политической реакции 80-х годов, наступившей вскоре после убийства народовольцами Александра II.

● (ответы) «Пестрые письма» - повествование о “пестрых людях”, то есть о тех, кто в годы реакции сменили свои политические взгляды. Пестрота жизни. Обыватель прозябает в стяжательстве: Буржуазное хищничество стало прикрываться видимостью свободного найма и вообще «буржуазной законностью». Даже либералы перестали говорить о конституции. Все больше появляется так называемых “оздоровительных” идей: ограничить реформы. Главный общественный тип - «пестрые люди», у которых «что ни слово, то обман». Время перевертышей. Среди этих натур Салтыков-Щедрин обращается к теме журналистов: было время, когда он очень зло относился к журналистам, теперь он уже и не надеется, что можно исправить журналистов своей сатирой - двойственность в характеристике журналистов периода реакции.

«Письма к тетеньке» (1881-1882). Русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. Смелое изобличение террористических организаций самодержавия, в первую очередь - так называемой священной дружины. Осуждает буржуазно-дворянское государство со всеми его институтами как средство защиты классового господства помещиков и капиталистов, снова клеймит либеральное общество. Герой Ноздрев издает газету «Помои». Наименованием «Помои» Салтыков -Щедрин заклеймил как газеты реакционного лагеря, злобно и клеветнически выступавшие против освободительного движения и его деятелей, так и буржуазную печать, отмеченную чертами беспринципности, продажности, торгашества. В конце 1879 г. Салтыков писал П. В. Анненкову: «Я дожил до «Московских ведомостей», «Нового времени», дожил до того, что даже за «Голос» берешься как за манну небесную. Думается: как эту ту же самую азбуку употреблять, какую употребляют «Московские ведомости», как теми же словами говорить? Ведь все это, и азбука и словарь, — все поганое, провонялое, в нужнике рожденное». Ближайшим прототипом для ноздревских «Помой» послужило суворинское «Новое время».

● Сказка «Приключения с Крамольниковым» была напечатана в «Русских ведомостях». Это произведение, повествующее о тяжелом положении демократического литератора, имеет не только биографический характер, но получило более широкий смысл в условиях реакции 80-х годов. Сказка заставляла современников задуматься над своим поведением, над всем строем жизни, морально оправдывала и поддерживала людей, вставших на путь крамольной борьбы против царизма. Трагический образ: журналист-демократ сожалеет о том, что не принял непосредственного участия в революционной борьбе, а лишь в литературе, журналистике боролся с неправдой.

 

78. Редакционно-издательская деятельность А. С. Суворина.

(по лекции Махониной)

Издательская деятельность:

● Редактор, издатель и автор первой информационной газеты «Новое время» (1876 – 1912). Помимо нее выпускал еще несколько газет (он был первый предприниматель, который вел издательскую деятельность по законам бизнеса). Издательство было очень большое: выпускало роскошные подарочные экземпляры, была серия " дешевая библиотека" (например, собрание сочинений Пушкина - 10 томов по 15 копеек)

● Его концерн был и горизонтальный (несколько связанный между собой производств: 40 тысяч десятин леса -> бумажная фабрика -> типографии, издательства, контрагентства по распространению газет на железнодорожных станциях и пристанях), и вертикальный (то есть были в нем и не связанные с издательской деятельностью предприятия: литературно-артистический кружок, который получил название " Суворинский театр")

Редакционная деятельность: газета " Новое время":

● в 1876 году у Трубникова купил убыточную газету

" Новое время" ругали все и читали все. Считалось хорошим тоном ругать ее. При этом все ее читали: она была живая, интересная, в ней отражались интересы всей России.

● Почему ругали? Потому что Суворин практически первым создал абсолютно новую по направлению для России газету. Первый номер Суворин выпустил с уведомлением: " Мы не хотим принадлежать ни к консервативному, ни к либеральному или радикальному направлению. Мы с направлением откровенным, такое мы выдумали". Это сообщение моментально вызвало негодование у журналистов и общественных деятелей, сразу же за ним (за его публикациями) начали следить.

● Противники не любили и не терпели, ругали Суворина за успех. Ругали за отсутствие направления (т.к. в то время газета должна была кричать: встань на защиту народа/встань на защиту царя и т.д.). Суворин же не был идеологом и не ставил перед собой задачу формировать мнения, он всего лишь хотел показывать разнообразный спектр мнений. " Газета не есть собрание истин, а есть собрание мнений ", - писал Суворин. Газету также называли «парламентом мнений».

● Из-за этого аудитория газеты - целая Россия, а не только интеллигенция (как большинство других). Он говорил не от имени правительства, говорил простым языком от имени тех, кто хочет просто жить, любить, растить детей - этим и привлек простых жителей и широкие массы. Из-за этого все, кто в своих газетах говорил от имени " народа" тут же окрестили читателя " Нового времени" обывателем.

Обывательская газета - еще так называли " Новое время". Даже в разделе с объявлениями видели обывательский характер: Суворин тут печатал объявления с предложениями услуг (типа " ищу вместо экономки пожилого мужчину"), чего не позволяли себе подобные большие газеты. Кроме того, многие материалы в газете были объявлениями, т.к. их размещали за деньги (например, статья о какой-нибудь певице).

● У Суворина были враги и справа, и слева. Против него выступи Трубников - он отправлял доносы на газету (обвинял в социализме, например). Самым влиятельным противником " слева" был Салтыков-Щедрин. Суворин раскритиковал " Историю одного города". Салтыков-Щедрин, известный своей любовью называть разные газеты смешными именами, после ссоры начал делать это и с " Новым временем". Среди названий были: " Литературно-политический нужник" и " Чего изволите? " (так газету впоследствии называли все, название буквально прилипло и чуть ли не сменило само " Новое время"). Самого Суворина Салтыков-Щедрин называл " флюгером" (якобы куда правительство " подует", туда и он).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.