Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Г. Белинский и журналистика 30х и 40х гг. XIX в. (от “Телескопа» к «Современнику»).






С 1834 Б. печатался в “Телескопе” Надеждина. В том же году “Молва” (газета, приложение к “Телескопу”) публикует его первую большую работу “Литературные мечтания” (критик приходит к выводу, что в России нет литературы, но не воспринимает это трагически, считая, что перед литературой в России открыто будущее). В 1835 Б. назначен временным редактором “Т.” (Надеждин уезжает за границу). Б. пишет статьи о Гоголе, Баратынском, Бенедиктове, Кольцове, выступает как переводчик и рецензент. “Ранний” Б. придерживался идеалистических представлений о литературе (“Литература сама себе цель, и вне себя цели не имеет”). “Поздний” Б. (в период “Отечественных записок” и “Современника”) большое внимание уделяет политическим идеям. В литературе он ищет прежде всего отражения “действительности”. Еще в “Телескопе” Б. активно боролся с романтическим направлением в литературе (Бенедиктов, Марлинский); в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя” он выступает как первооткрыватель нового писателя и нового направления в литературе (основной критерий Б. - “верность действительности”; по мнению критика, творчество Гоголя отличают простота вымысла, народность, оригинальность и “совершенная истина жизни”). В статье “Ничто о ничем” Б. попытался создать теорию журналистики; он считал, что главное для журнала - “иметь собственную физиономию”, направление. В 1836 “Телескоп” закрыли за публикацию “Философического письма” Чаадаева.

В 1838 Б. начинает печататься в реорганизованном журнале “Московский наблюдатель” (организовали в 1835 В. П. Андросов, М. П. Погодин и С. П. Шевырев, в 1837 ж-л перешел в руки книготорговца Н. С. Степанова) и в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду” Краевского. В к. 30-х гг. Б. переживает идейный кризис, который сменяется периодом “примирения с действительностью” (1838 - 40 гг.) - Б. исходил из формулы Гегеля “Все разумное действительно, и все действительное разумно”. В начале 1839 “МН” был прекращен из-за материальных трудностей, и Белинский переходит в “Отечественные записки” А. Краевского. 40-е гг. - “петербургский” период в творчестве Б., период преодоления “примиренческих” настроений.

“ОЗ” начал в 1820 выпускать П. Свиньин, а в 1838 сдал журнал в аренду А. А. Краевскому. С приходом в 1839 Белинского, который внес в ж-л доктрину, у “ОЗ” появилось “лицо”, направление. Журнал был очень разнообразен (8 отделов - современная хроника России, наука, словесность и художества, критика, домоводство, с/х и промышленность, библиография и смесь), по замыслу Краевского, “ОЗ” должны были носить “энциклопедический характер”. По условиям договора, Б. должен был вести отдел критики и библиографическую хронику. К тому времени Б. был уже вполне сложившимся, профессиональным журналистом. С его точки зрения, полемика была очень важна для журнала. Б. выступал также за повышение качества беллетристики и литературно-критических материалов журнала. В 40-е гг. в “ОЗ” публикуются сочинения Лермонтова, Кольцова, Баратынского, Григоровича и др.; широко представлена западноевропейская литература - Шекспир, Гете, Гейне, Жорж Санд, Диккенс.

Статьи о Пушкине: «Сочинения Александра Пушкина» (цикл из 11 статей, публиковались в «ОЗ» с 1943 по 1946 гг). В статьях 1-5 про Пушкина речи почти нет, говорит о литературе до Пушкина (вклад в лит-ру Державина, Карамзина, Крылова, Батюшкова, Жуковского, Гнедича и т.д.). В статьях 6-11 анализирует все произведения Пушкина в том порядке, в каком они были написаны. «Евгению Онегину» («энциклопедия русской жизни») посвящены две статьи – 8 и 9. Общий посыл: Пушкин-гений (Он «принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему»).

Регулярные обзоры русской литературы:

· Русская литература в 1840 году (1841).

· Русская литература в 1841 году (1842).

· Русская литература в 1842 году (1843).

· Русская литература в 1845 году (1846).

· Взгляд на русскую литературу 1846 года (1846). – опубл. в «Современнике» - критикует славянофилов, но все же не отрицает их заслуг - они поставили вопрос о путях развития России, хотя ответ на него дали, по мнению Б., неверный.

· Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848). - последняя большая статья Б. в “Современнике” (идея исторического прогресса, необходимого, по мнению Б., для России; даже развитие русской литературы должно, по мнению критика, совершаться в русле “прогресса”, и поэтому ее тематика должна быть актуальной и социально значимой; статья заканчивается характеристиками последних произведений “натуральной школы” и определением таланта таких писателей, как Герцен, Гончаров, Тургенев).

Белинский и Краевский: Краевский – редактор «ОЗ». Считается, что Краевский нещадно эксплуатировал Белинского: «С отходом Б. от “примирения с действительностью” “ОЗ” приобретают антикрепостническое направление. В середине 40-х гг. - серьезные противоречия в журнале. Краевского не устраивала политическая острота выступлений Б., и он пытался сдерживать Б., заваливая его черновой работой, и к тому же мало платил ему». В 1846 Б. окончательно уходит из “ОЗ”.

Белинский и Гоголь: Б., открывший Гоголя как нового писателя, защищает его творчество и творчество всех представителей “натуральной школы”, “реализм” и “народность”, причем его понимание народности отличается от славянофилов и др. (он понимает ее как воплощение идеалов народа, правдивость в изображении любых сторон действительности и в конечном счете - защиту интересов народа, а не как квасной патриотизм, использование внешних атрибутов национальной жизни, идеализацию прошлого и тем более самодержавия). «Письмо к Гоголю» (пишет его без оглядки на российскую цензуру, так как находился с мая по ноябрь 1847 года в Германии, где лечился от туберкулеза): ответ на книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» (уклон в религию, идеи смирения). Категорически не согласен с изменившимися взглядами Гоголя. Б. пишет: «Нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель»; «Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Белинский и Некрасов: В 1845 Б. участвует в предпринятом Некрасовым издании сборников “Физиология Петербурга” и “Пб. сборник” (Некрасов, Григорович, Достоевский, Даль и др.) - это ознаменовало рождение так называемой “натуральной школы” (термин Ф. Булгарина), “гоголевского направления” в литературе, а вступительная статья Б. к одному из сборников стала как бы манифестом этого направления. В 1846 Некрасов и Панаев купили у Плетнева пушкинский “Современник”. Б. поддержал эту идею. Он перешел в “Современник”, который, по признанию Некрасова, создавался прежде всего для Б., который был наиболее влиятельным участником “С”, ему предоставили полную свободу действий, и он определял идейное направление журнала. Он положил начало размежеванию либерально-дворянской и революционно-демократической тенденций в журналистике, которое продолжили Чернышевский и Добролюбов. До 1859 “С” оставался литературным журналом, хотя произведения подбирались с острой социальной проблематикой.. Хорошо был поставлен отдел критики и библиографии. Статьи Б. “Взгляд на русскую литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ “Москвитянину”, рецензии на повторное издание “Мертвых душ” Гоголя, его “Выбранные места из переписки с друзьями” и др. В “С” не было четкого разделения критических и библиографических статей (на это указывал сам Б. в обзоре литературы за 1846), жанр отзыва определялся важностью и художественными достоинствами произведения. Статьи Б. в первую очередь придавали направление “С”. В статье “Взгляд на русскую литературу 1846 года” Б. излагает не только свои литературные взгляды, но и политическую программу. Рассуждая о русской литературе, Б. затрагивает и общественно-политические вопросы, в частности, проблемы ликвидации крепостничества, движения России по пути прогресса, в котором западноевропейские страны значительно ее опередили. В “Письме к Гоголю”, написанном за границей без оглядки на цензуру, Б. резко оценивает покаянные мотивы книги Гоголя, его попытки идеализировать самодержавие и т. д. Обращаясь к Гоголю публично, т. е. в рецензиях на его книгу, помещенных в “С” - подцензурном издании - Б. не мог себе этого позволить. В 1847 позиции «натуральной школы» значительно укрепились.

Б. умер в Петербурге в мае 1848. Его смерть совпала с наступлением политической реакции (т. н. “мрачного семилетия” - 1848 - 1854). Несмотря на это, не одно поколение русских критиков и публицистов (особенно разночинцев по происхождению) находилось под влиянием личности и творчества Б. После смерти Б. Никитенко отказался от редактирования “С”, и редактором журнала становится И. Панаев (неофициальным руководителем “С” остается Некрасов).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.