Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические исследования СМИ (Фомичева И. Д. “Социология СМИ”).






 

Маркетинговый подход к исследованию СМИ. Маркетинг подходит к СМИ как к индустрии, как сдвоенному рынку товаров и услуг (контент; время и внимание аудитории). Зачастую в качестве основного объекта медиамаркетинговых исследований рассматривается аудитория, так как основной доход приносит продажа рекламного пространства. Поэтому чрезвычайно развиты рейтинговые исследования.

Социологический подход к исследованию СМИ. Предметом же социологии СМИ является функционирование СМИ как социального института, массовых коммуникаций как социального процесса, их социальные функции и реальные эффекты. Направлением социологических исследований может стать любое структурное звено коммуникации (Г. Лассуэлл): 1) коммуникаторы, журналисты, 2) контент, 3) канал/СМИ 4) аудитория СМИ, 5) 5) эффекты. При этом нерв любой программы социологического исследования - проблема, требующая изучения. Проблема социальная - это осознаваемое противоречие в общественной жизни, разрыв между должным и реальным. Среди наиболее широко рассматриваемых и эмпирически изучаемых проблем: доступность информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере информационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие СМИ в разных странах.

Социологический подход к СМИ характеризуется единством теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений. В теоретическом исследовании социологи оперируют понятиями (концептами), категориями, т.е. обобщенными абстрактными объектами. А в эмпирическом - имеют дело с конкретными явлениями, или объективными или субъективными фактами - проявлениями поведения и сознания людей, продуктами их деятельности. Взаимосвязь их в том, что теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.

По целям социологические исследования делятся на разведывательные (для выявления слабоизученных объектов или характеристик), описательные (для описания частоты и вариации распределения характеристик в изучаемом массиве) и аналитические (для выявления статистических или причинно-следственных связей между явлениями и характеристиками объектов). Выделяются также экспериментальные, где исследователь активно вмешивается в изучаемую ситуацию, вводит экспериментальные переменные (характеристики) для того, чтобы наблюдать их воздействие.

Исследования СМИ. Делятся на стандартизированные (синдицированные), специальные и собственные редакционные исследованияв зависимости от финансирования и заказчика исследования. Цель собственно редакционных исследований состоит в получении новой информации, а также в установлении контактов с контрагентами - аудиторией, рекламодателями, экспертами. Стандартизированные - это количественные исследования, чрезвычайно небогатые по содержанию, но повторяющиеся на основе единой, строгой методики сбора данных, в том числе единой системы показателей, рассчитанные на нужды крупных медиаорганизаций и рекламных агентств. Синдицированные - значит предназначенные множеству заинтересованных организаций. В стандартных рейтинговых исследованиях отсутствуют некоторые этапы полной процедуры исследования. Центры, проводящие такие исследования, - “КОМКОН-2“, TNS, “ВЦИОМ”, НИСПИ, Фонд “Общественное мнение”, V-Ratio.

Специальные исследования включают полную процедуру - от постановки проблемы до научной интерпретации полученных данных, с разработкой оригинальной системы показателей, необходимых для задач именно этого исследования. Они могут быть научными и прикладными. Право на использование принадлежит только тому, кто оплачивает исследование. Центры, проводящие исследования такого рода, - “Левада-центр”, Фонд “Общественное мнение”, ВЦИОМ, РОМИР.

Основные этапы процедуры эмпирического исследования:

1) Предварительное изучение проблемы (анализ литературы, результатов проведенных ранее исследований, публикаций в СМИ, беседы с экспертами, заказчиками, формулирование практической проблемы);

2) Программирование (постановка познавательной проблемы исследования, его целей и задач, выдвижение гипотез, выбор методики и техники сбора информации, разработка системы рабочих определений и показателей, подготовка основного документа - программы);

3) Разработка инструментария (полевых документов - вопросников, кодификаторов, протоколов наблюдений, инструкций и т.п.);

4) Обоснование выбора единицы анализа, вида (дизайн) выборки, ее расчет;

5) Пилотирование (пробное исследование) полевых документов;

6) Инструктаж участников полевого исследования;

7) Полевое исследование (сбор эмпирической информации);

8) Подготовка собранной информации к обработке, ручная или компьютерная обработка;

9) Анализ/интерпретация полученных после обработки данных;

10) Подготовка итоговых документов (отчет, аналитическая записка).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.