Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделирование в журналистике. Оформительская модель издания (С. И. Галкин “Художественное конструирование газеты и журнала”, конспекты Оли Ш., “Дизайн периодических изданий”).






 

Функции современного дизайна (и композиции), заключается в том, чтобы визуализировать типологические признаки и конструкцию издания, придать ему индивидуальный образ - фирменный стиль, сделать легко узнаваемым и принимаемым целевой аудиторией. Однако функции изданий разного типа диктуют специфику их дизайн концепций, принципы визуализации, характер использования элементов композиции.

Основные понятия. Газета, как целое, существует во множестве номеров. Композиция газеты объединяет все ее номера (композиция развернута во времени и пространстве), служит оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы ее оформления, зачастую регулирует тематико-жанровую структуру издания. Свойства графической композиции: целостность и стилевое единство, организованность, гармоничность, образность. Модель - зафиксированный свод приемов, правил, принципов и закономерностей оформления данного издания. Комплексная (полная) оформительская модель включает в себя 4 составные части: 1) зафиксированную в каком-либо виде структуру издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления.

Структура может быть представлена в тематике, каталоге рубрик, сетевом графике (временной и пространственный аспекты). За точку отсчета моделирования издания лучше все-таки брать тематическую структура номера. Тема (а не рубрика или раздел) как единица планирования и моделирования наиболее устойчива в отражении того или иного аспекта содержания. Тема предметна, отвечает на вопрос “о чем идет или должна идти речь в материале”. Для разработки тематической структуры желательно привлекать социологические службы. Рекомендации по тематической структуре издания целесообразно закрепить в тематическом сетевомграфике.

Сетевой график - график публикаций главных разделов и рубрик. В сетевом графике частично фиксируется структура газеты или журнала. Поэтому сетевой график - это каркас тематической и жанровой структуры издания, которая представляет собой порядок размещения основных разделов и рубрик по номерам и в отдельном номере по полосам. Он может быть рассчитан на недельный или месячный цикл. В графике с недельным циклом регулируется периодичность появления материалов того или иного отдела редакции, ритм публикации постоянных (ежедневных, еженедельных) рубрик и тематических полос. В сетку с соответствующим количеством ячеек вписывают названия определенного отдела или раздела (рубрики). Подобный график был в “Коммерсанте дейли” (здесь он назывался картой газеты). Срок действия графика подобного вида довольно длителен, основные пункты могут работать несколько лет, не подвергаясь изменениям. Месячный график более детализирован, регулирует периодичность появления материалов того или иного раздела или рубрики, публикации на опредленную тему, иногда предусматривает жанр.

Размерные стереотипы изданий - унифицированные размерные характеристики издания, его составных частей и элементов оформления. Размерные стереотипы можно разделить на стабильные и динамичные. Стабильные размерные характеристики (объем и формат издания, формат полосы, ширина и количество колонок, величина межколонных пробелов, кегль текстовых шрифтов) необходимо унифицировать и зафиксировать как готовые в модели, составив технический паспорт издания (ТПИ). Динамичные стереотипы - это объем материала или блока, формат иллюстрации, величина заголовочного комплекса. Добиться максимального эстетического соответствия величин различных комплексов можно, разработав модульную сетку. Пространство полосы по вертикали и горизонтали делится на определенное количество ячеек с установленным шагом. Модуль и есть ячейка сетки. Элементы полосы разверстываются по ее ячейкам.

Типовые макеты различаются у разных типов изданий. В качественных газетах на полосу приходится в среднем 8-9 публикаций. Средний объем публикации в качественной газете составляет примерно одну восьмую авторского листа (около 5 тыс. знаков). Главная особенность ежедневного массового издания - информационные подборки, встречающиеся едва ли не на каждой полосе. Самая маленькая информация в качественном издании насчитывает около 700 знаков, в бульварной газете она в семь раз меньше. Так же отличаются и средние размеры заметок: 1, 2 тыс. знаков в качественном издании по сравнению с 270 в массовом.

Макет - детализированная схема верстки. Типы макетов - макет-стандарт и силовой макет. Макет-стандарт (или типовой макет) - это типовая композиционная схема, значительно упрощающая поиски вариантов разверстки готовых публикаций на различных полосах. Есть 2 вида: стандартные макеты-эталоны и блочные (т.е. имеющие график публикаций основных разделов и рубрик разновидными блоками). Макет-стандарт. В отличие от силового макет-стандарт не связан со структурой конкретного номера. Номер с силовым макетом планируется не из имеющихся материалов, а рисуется на основании абстрактного плана - из “идеальных”, абстрактных материалов, затем под макет “пишутся тексты”. Виды макетов - макетирование материала, макетирование подборки, макетирование полосы.

Стандартные операции оформления.

1) Моделирование элементов оформления. Унифицируются характеристики отдельных элементов: кегли текстовых шрифтов, их гарнитуры, кегли заголовочных шрифтов и непосредственно титульные шрифты, линейки. Все элементы необходимо моделировать в совокупности, так как модель должна отражать не механически соединенные части, а организованную систему сочетающихся и взаимосвязанных элементов.

2) Разработка модели. Группа элементов оформления превращается в комплекс (формально завершенное объединение элементов; например, выключка и размещение заголовка, композиция иллюстрации с подписью, построение врезок), комплекс у модели появляется композиция и структура. Затем комплексы элементов стандартизируются.

3) Систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов: стандартизация текстового набора, определенные принципы построения и шрифтографии заголовочных комплексов, применение изобразительного материала, унификация выделений и т.п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.