Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические основы воли






 

Воля и возможные ее физиологические механизмы. Когда человек принимает решение и собирается его реализовать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого совершить действие. Однако часто со­вершение такого действия сопряжено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия нич­тожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен спе­циальный механизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический про­цесс, получивший название «воля». Существуют различ­ные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля — это регулирующая сто­рона сознания, благодаря которой человек способен со­вершать преднамеренные действия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия;

2) воля — это пуско­вой и тормозный процесс, направленный на достижение цели;

3) воля — это осознанный контроль поведения;

4) воля — это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведения, направленного на удовлетворе­ние доминирующей потребности;

5) воля — это процесс осознания необходимости достижения цели, несмотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку называется внушением.

 

По мнению И.П. Павлова, физиологической основой воли является «рефлекс свободы», или «рефлекс сопро­тивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современная физи­ология полагает, что лобная кора совместно с гипоталамусом является тем субстратом, который осуще­ствляет контроль поведения, т.е. волю. Именно взаимо­действие этих двух структур приводит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение до­минирующей потребности. При повреждении этих струк­тур наблюдается безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотива­ция, действие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место так как за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие.

направленное на удовлетворение потребности. Возникаю­щие при достижении цели положительные эмоции слу­жат своеобразной наградой, или подкреплением, для во­левого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, также слу­жат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматичес­кую активность.

Воля представляет собой условнорефлекторный про­цесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свободы. Очевидно, что существует множество образовав­шихся в онтогенезе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении трудовых успе­хов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкрепление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлекса воли. С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения прохо­дят стадию генерализации, стадию специализации и стадию автоматизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внешнее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации рефлексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положи­тельными и отрицательными (при отсутствии воли)

каче­ствами личности:

1) целеустремленность или слабоволие (безволие);

2) настойчивость и упорство или упрямство и негативизм;

3) решительность и смелость или нерешитель­ность, трусость; 4) инициативность и самостоятельность или безынициативность, зависимость;

5) выдержка и са­мообладание или невыдержанность, «вспыльчивость»;

6) дисциплинированность или «разболтанность». При явной патологии наблюдается абулия, или апраксия, т.е. отсут­ствие побуждений к действию. (под редакцией Шмидта и Тевса)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.