Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология Юнга: 3 этапа






1) выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт

Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.

Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой.

Каждый обладает обеими, но одна преобладает.

2) отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность

3) расширение числа доминирующих психических ф-й:

- сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)

- эмоции

- мышление

- интуиция (предвосхищение, прогнозирование)

Социальный характер: Фромм escape from freedom.

Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.

Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни.

Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы.

Функции х-ра связаны с адаптацией:

1. Субъективная:

- побуждение к действиям, необх с практической т.з.

- обеспечение психологического удовольствия от этих действий

2. Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы.

Смена х-ра при смене экон и соц условий.

Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли.

Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.

Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.

Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент.

Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем.

А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.

Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера:

1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера.

2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер – объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.

Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (1) Строение характера с точки зрения содержания.

Ананьев: характер – система отношений.

Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений.

 

Черта характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие – отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие «направленности личности». 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.

Формирование стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов.

Кант: «характер – форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в неопределенной ситуации», «характер – достоинство человека». Кант говорит о том, что не у всех есть характер: «поведение человека без характера зависит от случая». Нет характера, но есть форма поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем.

В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем (терапия Фрейда: «излечение словом»). Уход от проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок – привычка – характер – судьба.

А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности – чувство, с которого начинается личность.

Чувство общности блокируют:

1) авторитетное воспитание.

2) физическая агрессия.

3) излишняя эмоциональная опека.

Комплекс неполноценности может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного решения своих проблем.

Формирование и развитие характера. Подходы:

(1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента.

М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер.

(2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе натуральных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.