Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире






  1. сенсорная (визуальная) писхика (структура деятельности: Д (деятельность) → М (мотив), отражение: О (объект) → мотив, объект отражается как удовлетворение потребности)
  2. перцептивная (Д: О1, О2, …Оn → М; отражение: Объект – Условие (определения условия)
  3. интеллектуальная (Д: О1, О2, …Оn (1 фаза – обретение средства) → средство + О1 О2…Оn → М (2 фаза – использование средства); отражение: Объект - средство, действие внешнеопосредованное. Интеллектуальное поведение.
  4. заканчивается биогенез (сознание)

Д1: О1, О2, …Оn → цель 1 ……… Мотив

 

Д2: О1, О2, …Оn → цель 2 ……...

Стадии развития психики:

  Тип среды/содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Элементарная сенсорная(все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы) Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами) Ощущение (раздражимость) Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны. Живые организмы реагируют лишь на непосредственное воздействие, н: механическое прикосновение, несущие угрозу целостности организма или на биотические раздражители (растения раегируют на освещенность, содержание микроэлементов)
Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие) Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы!) Чувственный образ и образная память (чувствительность) Навык (усл.рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)
Интеллектуальная психика (антропоиды + высшие млекопитающие) Отношения между предметами Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия Интеллект(мышление в действии): 1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение

Стадия элементарной сенсорной психики

Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение.

Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта меняется.

Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения.

1) низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.

2) высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам

Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.

Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней.

Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.

 

1. Перцептивная стадия

1) низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб).

2) высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение.

Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства.

Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать только на перцептивной стадии, т.к. необходимо различать предметы (цель и условия).

2. Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)

1) наличие орудийного и двухфазного поведения

2) инсайт – проигрывание ситуации в воображении

Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к приманке.

Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией.

Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их хранению.

Длительный период детства, стадия социализации.

Критерии интеллектуального поведения по Фабри:

  1. развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть.
  2. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте)
  3. развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов
  4. способность усматривать пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания
  5. способность к научению – улучшение разультата. (Чужой реферат)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.