Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к структуре и содержанию образовательных программ высшего образования






5.1 Структура образования формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.2 Образовательная программа бакалавриата содержит:

- теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

- дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическая культура, военная подготовка и др.;

- промежуточную и итоговую аттестации.

При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

5.3 Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации, самостоятельная работа студента.

5.4 Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.

5.5 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 1 или 2 кредита.

5.6 Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

5.7 Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена. Исключение составляют физическая культура, все виды профессиональных практик, курсовые и расчетно-графические работы (проекты), по которым сдают дифференцированный зачет.

5.8 Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

5.9 В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся государственный и русский языки (Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Кодекс Республики Казахстан).

5.10 Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

5.11 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.

5.12 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.

5.13 Содержание цикла ООД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура.

При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

5.14 В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Основы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» - дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.

По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.

5.15 В цикл ООД рекомендуется включать следующие дисциплины в качестве компонента по выбору: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент.

Исключение составляют специальности группы «Образование», где дисциплина «Самопознание» включена в обязательный компонент цикла базовых дисциплин.

5.16 Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.

5.17 В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов.

Дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык» закрепляются за профилирующими кафедрами по соответствующим специальностям.

5.18 Объем дисциплин цикла ПД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.

5.19 Структура образовательной программы высшего образования приведена в таблице 1.

 

 

Таблица 1

 

№ пп/п   Наименование циклов и дисциплин Общая трудоемкость
в академических часах в кредитах
  Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД)    
1.1 Обязательный компонент    
  История Казахстана    
  Философия    
  Иностранный язык    
  Казахский (Русский) язык    
  Информатика    
  Экология и устойчивое развитие    
  Социология    
  Политология    
  Основы экономической теории    
  Основы права    
  Основы безопасности жизнедеятельности    
1.2 Компонент по выбору    
  Цикл базовых дисциплин (БД)    
2.1 Обязательный компонент    
  Профессиональный казахский (русский) язык    
  Профессионально-ориентированный иностранный язык    
2.2 Компонент по выбору    
  Цикл профилирующих дисциплин (ПД)    
3.1 Обязательный компонент    
3.2 Компонент по выбору    
  Итого теоретического обучения не менее 5805 не менее 129
  Дополнительные виды обучения    
4.1 Обязательный компонент    
  Физическая культура    
  Профессиональная практика (ПП) (по видам) в зависимости от вида практики 6*
4.2 Компонент по выбору    
  Итоговая аттестация    
5.1 Написание и защита дипломной работы (проекта)    
5.2 Государственный(е) экзамен(ы) по специальности (на 1 ГЭ)    
       
П Р И М Е Ч А Н И Е: *По специальностям группы «Образование» от 6 до 20 кредитов; по специальностям группы «Технические науки и технологии» от 6 до 15 кредитов При реализации профессиональных учебных программ высшего образования высшее учебное заведение имеет право: - переносить изучение дисциплин из одного семестра в другой, не нарушая логику освоения профессиональной учебной программы; - увеличивать объем дисциплин обязательного компонента за счет дополнительных видов обучения; - сроки проведения практик определяются вузом самостоятельно с учетом пререквизитов

 

 

Требования к планированию содержания образования

6.1 Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса и содержания образования, выбора способов их проведения.

6.2 Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

6.3 Программа образования устанавливает требования к содержанию образовательных программ специальностей и учебных дисциплин.

6.4 Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов.

6.5 Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).

ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям высшего образования на основе государственных общеобязательных стандартов образования и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

6.6 В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

6.7 На основе ТУПл и КЭД по специальности студент с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого студента отдельно.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.

В целях недопущения хаотичного выбора студентами элективных дисциплин и реализации разработанных вузом в соответствии с п. 4.8 образовательных программ, рекомендуется в рамках КЭД представить на выбор студентам несколько образовательных траекторий – перечней элективных дисциплин и последовательности их изучения, позволяющих студенту «на выходе» в рамках специальности высшего образования получить дополнительно определенный перечень профессиональных навыков и компетенций, ориентированных на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей рынка труда и работодателей

6.8 РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов студентов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета.

РУП служит основой для составления расписания учебных занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

6.9 Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются высшим учебным заведением самостоятельно.

6.10 Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые и силлабусы.

6.11 Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.

6.12 Силлабусы разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением. При этом их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно.

6.13 Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется высшим учебным заведением самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

6.14 При кредитной технологии обучения увеличивается объем выполняемой студентами самостоятельной работы - работы по определенному перечню тем (в том числе отведенных на самостоятельное изучение), обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемых в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, отчетов и др.

6.15 Самостоятельная работа подразделяется на два вида – на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРСП), и на ту часть, которая выполняется полностью студентами самостоятельно (СРС).

6.16 СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

6.17 Соотношение между СРСП и СРС в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.

В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контрольсеместровых работ, отчетов и других видов заданий СРС.

6.18 Задача кредитной технологии обучения состоит в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. Соответственно реализуются следующие типовые циклы работы преподавателя и студентов.

1) Типовой единичный цикл работы преподавателя со студентами (РПС) включает следующие три основные функции.

Первая функция преподавателя – установочная (введение в тему, постановка цели, задач, описание практической полезности, сущности и взаимосвязи основных разделов содержания материала, рекомендаций по работе с учебно-методическими пособиями и др.). Этого должно быть достаточно для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Вторая функция преподавателя – консультативно-корректировочная. Она состоит в оказании консультативной помощи в реализации учебных действий в самостоятельной работе студентов, проведении индивидуальных консультаций и осуществлении соответствующих корректировочных действий. Данную функцию в образовательном процессе выполняют тьюторы.

Третья функция преподавателя – контрольно-оценочная. Она предполагает проведение оценивания знаний, умений и навыков студентов в различных формах (письменный или устный экзамен, тестирование и др.), организацию диалога по выявлению их основных затруднений, демонстрацию преподавателем «правильных» действий, взаимодействия, эталонных способов работы в позиции эксперта или контролера.

2) Типовой единичный цикл самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) включает следующие четыре основные функции.

Первая – предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т.д.

На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

6.19Вуз обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

Каждый студент обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.

6.20 При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы бакалавриата согласно Приложениям 1 (для бакалавриата) и 2 (для высшего специального образования).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.