Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация законодательства: понятие и необходимость.






Систематизация представляет собой упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.

Необходимость систематизации вызывается рядом причин, среди них - пробелы в праве, ошибки законодателя, юридико-техническое несовершенство актов, наличие множества изменений и дополнений нормативно-правовых актов, возможные противоречия между отдельными нормами права, наличие устаревших норм права, большое количество разрозненных нормативных актов по каким-либо вопросам, наличие недостаточно ясных, неточных формулировок, терминов и т.д. Систематизация призвана обеспечить такое важное свойство права как системность, которая предполагает взаимосвязанность отдельных нормативных предписаний, что придает комплексность, целостность правовому регулированию (в первую очередь все сказанное относится к кодификации).

Традиционно в юридической литературе выделяют такие формы систематизации как

· кодификация,

· инкорпорация,

· консолидация,

· учет нормативно-правовых актов.

Важнейшей формой систематизации является кодификация.

Кодификация - упорядочение нормативного материала с изменением его внутреннего содержания, осуществляющееся путем объединения правовых норм в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт. Кодификация - это не просто внешняя обработка нормативного материала, а его внутренняя переработка, которая затрагивает содержание нормативных предписаний. По сути, кодификация является видом законотворчества, с той разницей, что текущее законотворчество создает отдельные акты по тем или иным вопросам, а кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.

Кодификация предполагает устранение противоречий, повторений в нормативно-правовых актах, восполнение пробелов, устранение устаревших норм и включение новых нормативных предписаний. Кодификация - это всегда государственно-властная деятельность, которая носит официальный характер и имеет целью создание нового нормативно-правового акта (или группы таких актов). Результатом кодификации являются прежде всего такие акты как кодексы (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и т.д.), основы законодательства (Основы законодательства о здравоохранении, основы законодательства о нотариате и т.д.), уставы (Устав железнодорожного транспорта). Кодификационные акты являются ведущими источниками права той или иной отрасли права или законодательства.

Инкорпорация - это форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем его объединения в сборники в определенном порядке без изменения содержания.

В отличие от кодификации инкорпорация предполагает только внешнюю обработку нормативного материала, например, исправление типографских опечаток, грамматических или синтаксических ошибок в тексте нормативного акта, исключение правовых актов или их частей, официально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под нормативными актами и т.п. Результатом инкорпорации являются сборники, объединяющие нормативный материал по каким-либо критериям в целях удобства пользования. Основными критериями инкорпорации являются хронологический и тематический, что предопределяет ее деление на два вида:

§ Хронологическая инкорпорация предполагает объединение нормативного материала в единые сборники в зависимости от даты издания и вступления нормативно-правовых актов в силу (например, " Собрание законодательства РФ");

§ Систематическая инкорпорация (отраслевая, тематическая) предполагает объединение нормативного материала в сборники по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение и т.д.), по отдельным видам общественных отношений, урегулированных данными актами (например, сборник Правила торговли. - М., 1999. содержит Положение о комитете РФ по торговле, Правила продажи отдельных видов товаров, Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли и другие акты, касающиеся вопросов деятельности торговых предприятий; эти акты изданы различными государственными органами и в различное время, поэтому объединение их в одном сборнике значительно облегчает работу заинтересованных лиц).

Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Иными словами, консолидация нормативного материала - это укрупнение нормативно-правового акта.

Новый укрупнений акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным государственным органом и имеет собственные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица.

Классическим примером консолидации, приводимом в учебной литературе, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.10.80г. " О праздничных и памятных днях", который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих актов в свое время вводился праздничный или памятный день, а принятый Указ, не меняя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ.

Консолидация - это своеобразный правотворческий прием. Он имеет достаточно очевидные отличия и от инкорпорации, и от кодификации. От кодификации консолидация отличается тем, что содержание правового регулирования в этом случае не меняется, она не затрагивает сути нормативных предписаний. Однако этот признак консолидации, хотя и роднит ее с инкорпорацией, все же не дает оснований для объединения этих форм систематизации, рассмотрения одного их них в качестве вида другого. При анализе этих явлений можно указать минимум три отличия консолидации и инкорпорации.

Во-первых, они относятся к разным сторонам правовой деятельности государства. Инкорпорация - это один из приемов организационнометодической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.

Во-вторых, они отличаются по кругу применяющих субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями, юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении актов, ими же принятых.

В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный акт.

Учет законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержании в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации (-либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов).

Существуют следующие виды учета действующего нормативно-правового материала:

§ Журнальный учет. Ведется путем регистрации в журнале нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.

§ Картотечный учет. Ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке. В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записываются наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.

§ Компьютерный учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченных количествах и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

Основная задача учета законодательства - это сбор материала и поддержание его в таком состоянии, которое бы позволяло оперативно находить требуемую информацию.

На сегодняшний день существуют различные способы учета. Особое значение на сегодняшний день имеют справочные компьютерные программы. Используемые в настоящее время информационные системы (Консультант Плюс, Гарант, ЮрИнформ, Кодекс, ЮСИАС и т.п.) содержат несколько тысяч нормативно-правовых актов и позволяют вести поиск по различным параметрам (вид акта, название, орган, принявший акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.