Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственно-техническая база автотранспортных предприятий






Производственно-техническая база предприятия включает производственно-складские и административно-бытовые помещения, открытые площадки стоянок, площадки для стоянки личного автотранспорта, АЗС, другие объекты, предназначенные для технического обслуживания, ремонта и хранения автомобильного транспорта.

ПТБ оказывает большое влияние на работоспособность автомобиля и срок его эксплуатации. Каждый узел и агрегат имеет разный срок службы. К сокращению числа неисправностей помогают прийти периодическое ТО и при необходимости ТР.

Основная задача ПТБ - обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения перево­зок при наименьших трудовых и материальных затратах.

Уровень развития ПТБ во многом определяется размерами и формами организации производственной деятельности АТП. На транспорте общего пользования преимущест­венно получили развитие автономные АТП, в которых выполняются все работы по ТО и ТР подвижного состава без специализации и коопе­рации производства, что требует наличия в каждом предприятии всего комплекса производственных и вспомогательных участков, склад­ских, технических и подсобных помещений, а также оснащения ПТБ всей номенклатурой рабочих постов и технологического оборудова­ния. Это приводит к малоэффективному использованию производст­венных мощностей, нерентабельным затратам и низкой фондоотдаче ПТБ. Средний размер таких АТП составляет 260-280 автомобилей. Кроме того по данным НИИАТа, около 20 % АТП имеют до 100 автомо­билей, ПТБ таких предприятий, как правило, недостаточна для при­менения современных технологических процессов и оборудования, что приводит к большим затратам на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и простою их в ожидании ТО и ТР. Коэффициент технической готовности на таких АТП не превышает 0, 7, а коэффициент выпуска - 0, 5. Еще хуже показатели на мелких ведом­ственных автотранспортных предприятиях.

Значительный удельный вес смешанных АТП (до 50 %) включаю­щих подвижной состав различного типа (грузовые автомобили, авто­бусы, автомобили-такси). Большая разномарочность подвижного состава в смешанных АТП затрудняют организацию ПТБ и выполнение ТО и ТР.

Существующая сеть ПТБ характеризуется большим износом (45-65 %) и недостаточной обеспеченностью производственными площадями, постами и средствами механизации, что отрицательно сказывается на уровне работоспособности подвижного состава.

Одной из причин такой недостаточной обеспеченности ПТБ явля­ется консервативность ее элементов к изменениям структуры, конст­рукции подвижного состава и условиям его эксплуатации. За свой срок службы ПТБ обслуживает несколько «поколений» транспортных средств, имеющих различную надежность, режимы ТО и ремонта и т.д. Эти факторы влияют на изменения площадей, числа постов, оборудо­вания и других элементов, т.е. требуют от ПТБ приспособленности к этим факторам. Однако на практике часто этого не происходит, что связано с дополнительными трудовыми и материальными вложе­ниями.

Воспроизводство основных производственных фондов ПТБ преи­мущественно осуществлялась в результате нового строительства и

расширении АТП. В то время как реконструкция и техническое пере­вооружение предприятий позволяет более эффективно использовать капитальные вложения при сокращенной потребности в рабочей силе.

В условиях формирования рыночных отноше­ний совершенствование и развитие ПТБ будет определяться в каждом конкретном случае в зависимости от численности, структуры, типа и интенсивности эксплуатации подвижного состава, состояния и усло­вий функционирования предприятия, целесообразности специали­зации и кооперации производства ТО и ТР с другими предприятиями, материальных и трудовых ресурсов, возможности расширения пред­приятия и других факторов на основе всестороннего технико-экономи­ческого обоснования. Поэтому возможны различные формы развития ПТБ (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий).

На основе анализа состояния ПТБ действующих предприятий автомобильного транспорта и прогноза развития подвижного состава, учета ограничений в капитальных вложениях разработана концепция совершенствования ПТБ на отраслевом уровне [11], в которой рассмат­ривается три варианта развития производственно-технической базы:

1-й вариант - совершенствование существующей ПТБ без сущест­венного изменения ее структуры и принципов функционирования;

2-й вариант - создание развитой системы специализации и коопе­рации производства ТО и ремонта главным образом для автомобиль­ного транспорта общего пользования;

3-й вариант - организация ПТБ на основе концентрации, специали­зации и кооперации производства на региональном уровне независимо от ведомственной принадлежности подвижного состава.

Для 1-го варианта основными направлениями совершенствования ПТБ являются:

реконструкция и техническое перевооружение существующих АТП с доведением их до нормативной обеспеченности производствен­но-складскими площадями, рабочими постами и средствами механи­зации;

специализация и кооперация АТП по выполнению наиболее слож­ных видов работ ТО и ТР;

частичная кооперация АТП с авторемонтными заводами (АРЗ) и авторемонтными мастерскими (АРМ) при выполнении работ текущего ремонта;

совершенствование методов управления производственными процессами;

переход на хозрасчетные отношения между технической и эксп­луатационной (перевозочной) службами.

Для 2-го варианта предусматривается специализация и кооперация АТП и ремонтных предприятий с доведением этих форм до рацио­нального уровня. При этом возможно как сохранение существующей организационной структуры ПТБ, так и ее изменение на базе введения полной хозяйственной самостоятельности инженерно-технической службы.

Для 3-го варианта предусматривается создание единой системы организации ПТБ для ТО и ремонта подвижного состава региона вне зависимости от ведомственной подчиненности. Увеличение до 80 - 85 % обслуживаемого парка региона позволит наиболее полно реализовать преимущества специализации, кооперации и индустриальных способов выполнения работ, принципы хозяйственных отношений между технической и эксплуатационными службами.

Реализовать программу развития ПТБ по каждому варианту в отдельности нецелесообразно и невозможно. Все варианты взаимосвя­заны и в перспективе будут реализовываться одновременно, но в различных масштабах. Так, 1-й вариант практически осуществляется в течение последних лет, и поэтому продолжение его в больших масш­табах целесообразно в начальный период развития ПТБ в виде пере­хода к последующим вариантам.

Как показывает предварительная оценка вариантов развития ПТБ, наиболее высокие технико-экономические показатели будут достиг­нуты для 3-го варианта. Однако для его реализации необ­ходим более высокий исходный уровень развития ПТБ, который может быть достигнут при 2-м варианте.

В целом с учетом масштабов и последовательности реализации вариантов развития общая эффективность совершенствования ПТБ оценивается следующими изменениями технико-экономических показателей:

· увеличением коэффициента технической готовности на 4 - 7 %;

· повышением производительности труда ремонтных рабочих на 40-43%;

· сокращением удельных затрат на ТО и ТР на 21-26 %;

· снижением удельных капиталовложений на 16—20 %.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.