Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различные подходы к понятию здоровья. Критерии и факторы здоровья. Понятие физического, психического и социального здоровья.






Вопросы для государственного экзамена по безопасности жизнедеятельности

1. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина: предмет, цель, содержание, исторические аспекты возникновения.

2. Опасность и безопасность как центральные понятия в безопасности жизнедеятельности. Виды опасностей, источники и причины их возникновения.

3. Классификация и общая характеристика ЧС различного происхождения. Причины и стадии протекания ЧС.

4. Различные подходы к определению здоровья. Критерии и факторы здоровья. Понятие физического, психического и социального здоровья.

5. Безопасность и теория риска. Основные критерии безопасности техносферы.

6. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

7. Характеристика глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.

8. Аксиомы в области безопасности жизнедеятельности.

9. Понятие о здоровом образе жизни. Компоненты ЗОЖ.

10. Особенности, характеристика и классификация ЧС техногенного характера.

11. Особенности, характеристика и классификация ЧС природного характера.

12. ЧС техногенного характера на радиационно-опасных объектах. Особенности влияния ионизирующих излучений на живой организм. Зоны радиационной опасности.

13. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Рассредоточение и эвакуация населения.

14. Эпидемическая безопасность. Источники и виды эпидемического поражения. Способы профилактики и меры борьбы с источниками эпидемического заражения.

15. Классификация и характеристика ЧС экологического характера. Меры по защите населения.

16. Негативное воздействие факторов физической природы на организм человека. Меры по ликвидации последствий.

17. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития.

18. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники и методы террора. Способы противодействия и правила безопасного поведения при террористической угрозе.

19. Влияние химически опасных веществ на организм человека и окружающую среду. Классификация химически опасных веществ по физиологическому действию на организм человека. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения.

20. Причины пожаров, классификация и источники возникновения. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров.

21. Поражающие факторы пожара. Способы и средства пожаротушения, огнегасительные вещества.

22. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. Структура органов и подразделений пожарной безопасности. Нормативные акты РФ в области пожарной безопасности.

23. Безопасный отдых и туризм. Цели, задачи и способы осуществления туристической деятельности. Характеристика основных видов туризма (местный, дальний, международный, междугородний).

24. Дорожное движение. Правила дорожного движения и основные понятия. Безопасность участников дорожного движения, их права и обязанности.

25. Особенности охраны труда в образовательных учреждениях. Санитарные нормы и правила. Требования безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий.

26. Техника безопасности на производстве и в учебном процессе, ее задачи и значение. Виды инструктажей по технике безопасности.

27. Опасные и вредные факторы на производстве. Особенности условий труда, травматизм и профессиональная заболеваемость.

28. Основные законодательные акты РФ по охране труда. Государственный, ведомственный и общественный надзор за охраной труда.

29. Законодательное обеспечение БЖД. Конституция РФ. Базовые нормативные акты в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

30. Понятие экологической безопасности. Международные нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

31. Система и организация подготовки населения России в области защиты от ЧС.

32. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве и в учебных заведениях.

33. Министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: задачи, структура. Региональные центры МЧС России: классификация и краткая характеристика.

34. Система правоохранительных органов РФ: задачи и функции по обеспечению БЖ, общая классификация.

35. Мероприятия, проводимые государством по защите населения от опасностей: мониторинг, прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий ЧС.

36. Национальная безопасность и национальные интересы России.

37. Концепция национальной безопасности РФ.

38. Понятие о геополитике и геополитические интересы России.

39. Тенденции в области международной безопасности общества в ХХI веке.

40. Система Гражданской обороны Российской Федерации. Структура и основные задачи ГО.

41. Классификация, назначение и основные требования к защитным сооружениям ГО.

42. Средства коллективной защиты, их классификация и назначение.

43. Средства индивидуальной защиты, их классификация и назначение.

44. Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы.

45. Ядерное оружие, его краткая характеристика и воздействие на человека. Поражающие факторы ядерного взрыва. Правила поведения населения в очаге ядерного поражения.

46. Биологическое (бактериологическое) оружие, правила поведения и действия населения в очаге бактериологического поражения.

47. Военная доктрина РФ. Структурная организация и задачи Вооруженных Сил РФ.

48. Военно-профессиональная ориентация и подготовка солдат. Военные учебные учреждения Вооруженных Сил РФ.

49. Виды военной подготовки: физическая, строевая, огневая, тактическая.

50. Общие понятия об альтернативной гражданской службе. Прохождение военной службы по контракту.

51. Стандарт образования. Учебные программы по курсу «ОБЖ». Компоненты программы и их назначение. Требования, учитываемые при составлении учебных программ.

52. Школьный учебник и его компоненты. Анализ школьных учебников по курсу «ОБЖ».

53. Ведущие понятия курса: «ОБЖ». Этапы формирования понятий. Система терминологической работы. Факторы, влияющие на формирование понятий.

54. Информационные технологии: сферы применения в обучении ОБЖ.

55. Межпредметные связи при обучении курсу «ОБЖ».

56. Содержание курса: «ОБЖ». Ведущие понятия раздела: «ЧС социального характера». Методика их формирования.

57. Проектная деятельность при обучении курсу ОБЖ.

58. Урок как ведущая форма обучения. Требования к современному уроку. Уроки безопасности жизнедеятельности.

59. Разработка и анализ урока по разделу: «Чрезвычайные ситуации природного характера».

60. Разработка и анализ урока по разделу: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

61. Разработка и анализ урока по разделу: «Чрезвычайные ситуации социального характера».

62. Формы обучения курсу «ОБЖ». Внеклассная и внеурочная формы обучения.

63. Разработка и анализ урока по разделу: «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни».

64. Экскурсии в рамках курса «ОБЖ». Методика подготовки и проведения (рассмотреть на конкретном примере).

65. Учебные игры при обучении БЖ. Методика подготовки и проведения (рассмотреть на конкретном примере).

66. Методы обучения, используемые в курсе «ОБЖ».

67. Учебно-материальная база обучения БЖ. Средства обучения и их использование в образовательном процессе курса «ОБЖ».

68. Использование проблемного обучения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

69. Контроль на уроках ОБЖ. Алгоритм создания тестовых вопросов.

70. Словесные методы обучения в курсе «ОБЖ». Дискуссия как интерактивный метод обучения.

71. Воспитательный потенциал курса «ОБЖ». Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся.

72. Практические методы обучения курсу «ОБЖ».

73. Образовательная область курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Ее назначение. Базовые положения.

74. Технология обучения. Компоненты технологии. Перспективы развития БЖ как учебного предмета.

75. Методика обучения ОБЖ. Основные признаки методики. Связь методики обучения БЖ с другими науками. Методическая система. Перспективы развития БЖ как учебного предмета.

 

Различные подходы к понятию здоровья. Критерии и факторы здоровья. Понятие физического, психического и социального здоровья.

По определению экспертов ВОЗ: " здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни".

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основными критериями здоровья являются:

» генетический - особенности строения и функционирования генотипа человека;

» физиологический - особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма чел.;

» психический - особенности строен. и функц-ния нерв. системы, особенности психики и личностного статуса чел.;

» социальный - социальная активность человека.

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

» генотип;

» наследственные особенности организма и психики.

Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

» социально-экономические условия жизни;

» экология мест проживания;

» уровень развития здравоохранения.

Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

» физическая активность и отсутствие вредных привычек;

» питание и соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

» режим труда и отдыха;

» сексуальное здоровье и психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы;

» удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

По данным ВОЗ здоровье человека обусл. на 50% условиями и обр. жизни, на 20-25% - экол. факторами, на 15-20% - генетическими особенностями организма, на 5-10 % - состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.