Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Программа государственного междисциплинарного экзамена






ИСТОРИЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Программа государственного междисциплинарного экзамена

для специальности «050401 – История»

 

 

Екатеринбург 2011

Программа государственного междисциплинарного экзамена «История и методика ее преподавания»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011. – 51 с.

 

Составители: к.и.н., доц. Н.Н. Баженова; к.и.н., доц. З.И. Гузненко (отв. за выпуск); д.и.н., проф. В.Н. Земцов; д.и.н., проф. Г.Е. Корнилов; к.и.н., доц. Г.А. Кругликова; д.и.н., проф. В.А. Кузьмин; к.п.н., доц. О.А. Лыжина; к.и.н., доц. Е.Ю. Рукосуев; к.и.н., доц. Ю.П. Чемякин; к.и.н., доц. Э.А. Черноухов, к.и.н., ст. преп. М.В. Шистеров.

 

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности «050401 – История» составлена и апробирована преподавателями кафедр исторического факультета ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Предназначена для подготовки и проведения государственного экзамена по истории и методике ее преподавания.

 

Научные редакторы: доктор исторических наук, профессор Г.Е. Корнилов; кандидат исторических наук, профессор Б.А. Сутырин.

Рецензенты: д.и.н., проф. М.В. Попов, к.п.н., доц. И.М. Клименко

 

Программа обсуждена на заседании Совета исторического факультета УрГПУ

Протокол № 5 от 16.12.2010 г.

Председатель совета _________ И.М. Клименко

 

 

© УрГПУ, исторический факультет, 2011

 

Пояснительная записка

 

Настоящая программа предназначена для подготовки и проведения государственного экзамена по истории и методике ее преподавания на историческом факультете Уральского государственного педагогического университета.

Программа для государственного экзамена по истории и методике ее преподавания составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050401 - История.

В Государственном образовательном стандарте сформулированы квалификационные требования к специалисту-историку, учителю истории, которые обусловлены направленностью вузовского образования на формирование творческой личности специалиста, сочетающего нравственную, научно-теоретическую и технолого-методическую готовность по всем областям профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, организационно-управленческой, исследовательской.

Программа государственного междисциплинарного экзамена представляет интегрированный вариант отчетности по основным разделам базовых исторических и теоретико-методических курсов, изученных студентами в процессе обучения на историческом факультете, в частности, истории России, всеобщей истории, теории и методике обучения истории.

При подготовке к государственному экзамену студенту необходимо обратить внимание на:

- фактический материал – исторические факты, законы, закономерности разной степени общности, формулировки основных положений научных теорий, определения понятий;

- интерпретационный и смыслопоисковый компоненты, предполагающие выявление и представление связей и отношений зависимости между историческими фактами и объектами, явлениями и процессами, многочисленные интерпретации тех или иных фактов, следствий и результатов;

- историко-научный и методологический материал, позволяющий студенту раскрыть процесс зарождения, становления и развития научного исторического знания в логике борьбы научных идей по тому или иному историческому факту, событию, личности и т.д.

Одним из результатов освоения студентом основной образовательной программы по специальности «История» должна быть сформированность у него умений выполнять широкий комплекс мыслительных операций, аналоги которых в той или иной степени они должны выполнять в своей будущей профессиональной деятельности, например, умение анализировать роль и степень влияния разных факторов и условий на характер протекания учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, определять наиболее значимые из них.

Введение новых критериев качества подготовки учителя истории в вузе обусловило новые требования не только к содержанию, но и к форме предъявления программы на государственном экзамене. Каждый раздел предлагаемой программы теперь содержит не только вопросы, но и свернутое толкование темы. Программа является не только средством проверки уровня знаний, но и средством развития личности. Предлагаемая вниманию студентов программа выполняет две основные функции:

1. Диагностирующая функция - на государственном экзамене выпускнику предстоит высказать свои суждения по темам, обозначенным в разделах программы, чтобы показать и доказать соответствие и адекватность своих знаний и умений государственным квалификационным требованиям, представить их не только на уровне воспроизведения, но и на уровне его продуктивного применения в будущей профессиональной деятельности.

2. Дидактическая функция- программа помогает выпускнику дать исчерпывающий ответ на каждый из вопросов.

Говоря о фундаментальной подготовке будущего учителя, следует иметь в виду, что историк только в том случае сумеет понять и верно оценить тот либо иной исторический факт, событие явление, эпоху, если он овладел в достаточной мере профессиональной речью, использует соответствующую систему понятий и терминов, получил необходимую теоретическую и методологическую подготовку.

При ответе на вопросы государственного экзамена при помощи данной программы выпускнику следует четко представлять самую структуру предполагаемого ответа: в первую очередь, необходимо уделить внимание теоретической сущности явлений и понятий, заложенных в вопросах экзаменационного билета. Следует показать тенденции развития человеческого общества в тот или иной отрезок исторического времени, общее и особенное в развитии отдельных стран и народов, место России во всемирном историческом процессе и особенности ее исторического развития. Затем следует обратиться к содержанию рассматриваемых явлений и событий, показать их взаимосвязь, историческую обусловленность и закономерность, раскрыть собственное знание понятийного и терминологического аппарата соответствующей эпохи. Наконец, при ответе на вопрос необходимо остановиться на значении фактов и исторических событий для последующего развития общества, отразить состояние изученности и отражения проблемы в историографии.

Таким образом, проведение государственного экзамена по истории и методике ее преподавания нацелено на развитие мотивации познавательной деятельности студента и на выявление уровня теоретической и методической подготовки выпускника к решению профессиональных задач специалиста.

Цель программы: научно-теоретическая и методическая подготовка выпускника к педагогической деятельности в образовательных учреждениях в качестве учителя истории.

Задачи программы:

• формирование современного теоретического и методологического уровня исторической подготовки выпускника;

• овладение системой понятий, знаний, умений и навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

• знание критериев и способность к оценке исторических фактов, явлений и событий;

• развитие мотивов самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Программа включает в себя, кроме пояснительной записки:

- извлечения из нормативно-правовых документов по вопросам итоговой аттестации выпускников вузов;

- рекомендации студентам по подготовке к государственному экзамену;

- критерии оценивания устного ответа студентов на государственном экзамене;

- содержание государственного экзамена по трем его составляющим: всеобщей истории, истории России, теории и методики обучения истории;

- списки основной и дополнительной литературы, которой студенты могут воспользоваться при подготовке к государственному экзамену.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.