Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники ошибок в познании. Эвристики. Общепринятая модель обработки информации предполагает, что обработка информации происходит в форме последовательности этапов






Общепринятая модель обработки информации предполагает, что обработка информации происходит в форме последовательности этапов, на каждом из которых выполняется уникальная функция. (процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией).. Когнитивные модели основаны на наблюдениях, описывающих структуру и процессы познания. Модель может сделать наблюдения более понятными. На каждом этапе происходит уникальная обработка поступающей информации. Возможная реакция является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания).

Информация передается с предыдущего этапа на последующий, где она подвергается воздействию свойственных данному этапу операций. Поскольку все компоненты модели обработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что данная последовательность начинается с поступления внешних стимулов (внутренние репрезентаци).

Этапы репрезентации знаний

1.получение информации

2.представление этой информации человеком (субъективная оценка)

3.хранение информации в памяти (зависит от рецепторных систем)

4.преобразование информации в знание

5.влияние информации на восприятие

6.влияние знания на поведение

Наиболее распространенными являются в когнитивной психологии теории признаков и структурные теории распознавания. Фактически они дополняют друг друга: признаки понимаются как исходные элементы, а структурные теории - как правила их объединения. Центральное место здесь занимают формальные теории описания структуры перцептивных конфигураций.

Идея сравнения с эталоном предполагает, что распознавание паттерна происходит в случае точного совпадения сенсорного стимула с соответствующей внутренней формой. Эта идея имеет теоретическое и практическое значение, но не может объяснить многие сложные когнитивные процессы, такие как способность правильно опознавать малознакомые формы и фигуры.

Принцип подетального анализа гласит, что распознавание паттернов происходит только после того, как стимулы будут проанализированы по их элементарным компонентам. Эта гипотеза подтверждается результатами неврологических и поведенческих экспериментов.

Гипотеза формирования прототипов утверждает, что восприятие паттерна происходит в результате сравнения стимулов с абстракциями, хранящимися в памяти и служащими в качестве идеальных форм, с которыми сравниваются стимульные паттерны. В теории прототипов предложены две модели: модель центральной тенденции, согласно которой прототип представляет собой среднее из набора образцов; и модель частоты признаков, согласно которой прототип представляет собой некую форму или результат суммирования наиболее часто встречающихся признаков.

Принцип сравнения с прототипом - абстракция набора стимулов, включающее многообразие форм одного и того же паттерна.

Данный принцип является альтернативом принципа сравнения с эталоном. Считается, что хранителем является не эталон, а их образные абстракции, которые и служат прототипом.

Эвристика – это ментальные правила, позволяющие нам выработать быстрые решения или суждения о сложных социальных стимулах.

Твардовский и Киннеман различают эвристику представленности и эвристику наличности. В первом случае речь идет о том, что человек имеет тенденцию рассматривать какие-либо факты как более широко представленные, чем они есть на самом деле. Информация о более широкой представленности какого-либо явления позволяет с большей легкостью категоризировать его, опираясь именно на это его свойство. При этом под более широкой представленностью может подразумеваться не обязательно действительно более широкое распространение того или иного явления, но и более распространенное мнение о чем-то, как это имело место с оценкой более длительного психологического теста.

Эвристика наличности имеет дело с тенденцией оценивать явления на основе готовых суждений, которые имеются в нашей памяти и легче всего приходят на ум при формулировании оценки. Доступность оценки обусловлена тем, что она кажется сама собой разумеющейся, человек имеет ее в наличии. Событие которое оценивается легко представить себе: ярко, знакомо, легко вспоминаема.

Кроме описанных видов эвристик, некоторые авторы называют и другие. Так, Аронсон говорит об аттитюдных эвристиках, когда суждение выносится на основе сложившихся ранее установок. Фидлер называет симулятивную эвристику, суть которой в том, что легкость с которой какое-либо событие возникает в памяти или воображении, приводит к переоценке значений этого события в сторону его усиления.

Употребление эвристик в значительной степени упрощает риск познающему человеку, позволяет ему применить сокращенную стратегию, но вместе с тем и ограничивает тот объем информации, который был бы в принципе возможен. При использовании любой эвристики, незначительная часть информации просто теряется.

Типичные условия применения эвристик:

- дефицит времени для обдумывания ситуации;

- перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки

- относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

- просто недостаточность информации;

- непроизвольность быстрого решения.

Эффект ложного консенсуса был замечен в конце прошлого века социальными психологами. Суть заключается в том, что люди склонны переоценивать распространенность своих мнений и совершаемых ими отрицательных поступков.

У эффекта ложного консенсуса есть противовес — эффект ложной уникальности. В вопросах касающихся способностей, достижений, оригинальных идей и хороших поступков человек склонен недооценивать их распространенность.

 

 

7. Особенности социального восприятия. Формирование первого впечатления о другом человеке. Источники социальной информации.

 

На процесс восприятия и понимания другого человека помимо действия стереотипов накладывают свой отпечаток и другие факторы, способствующие искажению образа другого человека и затрудняющие взаимопонимание.

Искаженное представление о личности другого человека часто формируется под действием установок.

 

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношениях людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Эффекты стереотипизации:

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффекты последовательности:

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Формирование первого впечатления о другом человеке. Факторы:

- внешний вид;

- физиогномические особенности (стереотипы восприятия: квадратный подбородок – признак сильной воли);

- конституция человека (полный человек – открытый, доверчивый, болтливый, добродушный).

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, по одежде, манере, говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных условиях. В других ситуациях практически всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Факторы в психологии:

- факторы превосходства;

- факторы привлекательности;

- факторы отношения к нам.

Имплицитная теория личности формирует априорную установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом человеке судить о том, что ему присуще как личности. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта характера обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Механизм формирования имплицитной теории личности примерно таков. Встретившись с другим человеком, мы в первую очередь обращаем внимание на его внешность. Затем, в процессе общения с этим человеком, мы продолжаем наблюдать за его поведением, строить и проверять гипотезы о его личности. В конечном счете, когда мы расстаемся с данным человеком, в нашей памяти от общения с ним остается своеобразное тройственное впечатление, включающее в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашей памяти. Далее мы встречаемся со многими другими людьми и в итоге общения с ними получаем аналогичные впечатления, включающие в себя, те же три составляющие; внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления, полученные от разных людей, накладываются друг на друга, и то, что в них оказывается одинаковым (имеются в виду составляющие образа человека и связи между ними), закрепляется в памяти, а остальное со временем забывается. В итоге в бессознательной памяти формируются обобщенные образы разных людей, включающие в себя типичные особенности их внешности, типичные для них формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи друг с другом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.