Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога.






Государственный экзамен. Теория и практика обучения и воспитания.

Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога.

Дать точное определение понятию «профессия» довольно сложно ввиду многозначительности профессиональной деятельности. В научной литературе обычно подчеркиваются следующие основные значения данного термина:

  • общность людей занятых определенного рода трудовыми функциями;
  • область приложения сил человека, т.е. сфера, в которой он осуществляет свои функции как субъект труда;
  • деятельность по реализации профессионально выполняемых функций.

Педагогическая профессия – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной профессиональной подготовки.

Среди особенностей педагогической деятельности можно назвать:

- преемственно-перспективный характер: педагог, опираясь на опыт прошлого проектирует развитие личности на перспективу. Он всегда заглядывает вперед. Учителю необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события;

- концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы: формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубленное и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к учащимся младших классах, в подростковом и юношеском возрасте;

- объект педагогической деятельности (воспитанник) – постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа): педагогу приходится «приспосабливать» свою работу к особенностям этого объекта (потребностям, целям, мотивам деятельности, интересам и ценностным ориентациям, которые регулируют его поведение), чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения S→ O отношения складываются субъектно-субъектное S→ S взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

- педагогическая деятельность имеет коллективный характер, т.е. в учебно-воспитательных учреждениях работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива;

- педагогу приходится вести «конкурентную борьбу» с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде, когда на развитие личности одновременно воздействует множество факторов;

- творческий характер: невозможность ограничения лишь накопленным опытом профессиональной деятельности, постоянный поиск нового, пополнение и обогащение запаса приемов и методов работы;

- отдаленность во времени результатов профессиональной деятельности: оправдал ли надежды талантливый ученик, каким стал, повзрослев, каждый ученик педагог узнает только много лет спустя;

- учитель не имеет права на ошибку, т.к. в его руках судьба человека. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека не сложившейся жизнью, разочарование во всем;

- гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям;

- непрерывное образование: педагог не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствует мастерство.

На базе профессиональных способностей формируются профессиональные педагогические качества личности педагога.

Одно из важных требований, предъявляемых к педагогу это глубокое и всестороннее знание своего предмета. Педагогу также необходимо обладать самыми высокими нравственными качествами. Никакая другая профессия не предъявляет таких высоких требований к нравственному облику человека, как профессия учителя.

Важнейшим требованием к личности педагога является его умение общаться с детьми, основу которого составляет педагогический такт.

Очень ценными качествами являются самокритичность, способность к анализу и самоанализу. В педагогической практике существует правило: если твой воспитанник поступил плохо, прими меры по отношению к нему, не допускай накопления отрицательного опыта поведения и одновременно проанализируй свое собственное поведение, найди, где допустил ошибку в воспитательной работе с учащимися.

Успешности пед деятельности во многом способствует его личное обаяние. Важную роль играет артистизм. Особое внимание следует уделять внешнему виду.

 

 

  1. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.

Аксиологический подход органически присущ гуманистиче­ской педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отноше­нию к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно ме­тодологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человече­ство, но и характеризует каждого отдельного человека.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образо­вательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позво­лит установить критерии оценки деятельности учреждений, ста­рых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осущест­вление принципиально иной направленности образования, свя­занной не с подготовкой " обезличенных" молодых квалифици­рованных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привыч­ные представления о его цели как формировании " систематизи­рованных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, ко­торая проявилась в искусственном разделении обучения и воспи­тания. В результате политизации и идеологизации учебных про­грамм и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и националь­ной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового вос­питания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направ­ляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельст­вам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностя­ми, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и харак­тера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже сущест­вование всего человечества.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием при­менения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое зна­чение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.