Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационной политики






 

Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов посредством институтов власти [85]. Она представляет собой также отношения между социальными груп­пами, классами, нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может быть понята как особый тип поведения лю­дей, как искусство управления общественными процессами. Многообра­зие проявлений политики не означает ее неопределенности. Ее сущность выражается через категорию «власть».

Как указывает видный российский ученый д.с.н. профессор Е.П. Тавокин, «сферы приложения политики весьма различны и дифференцированы. Однако характер и направленность деятельности социальной практики определяются концептуальными целевыми установками тех социальных групп, которые обладают государственной властью» [146, с. 40].

Информационная политика [117] – деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов.

Существует государственная и негосударственная информационная политика. Согласно видному российскому ученому профессору В.Д. Попову, информационная политика как отрасль социальной информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей [117]. Государственная информационная политика в той степени должна удовлетворять, защищать интересы государства, власти, в какой степени государство реализует и защищает интересы гражданского общества, каждой личности. Это фундаментальный принцип осуществления государственной информационной политики.

В.Д. Попов отмечает, что, выражая сущность информационной политики через категорию «информационная власть», можно говорить о том, что «информационная политика – это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества с помощью информации» [116, с. 20].

«Негосударственная информационная политика может служить государству и не удовлетворять интересы гражданского общества, вступать в диалог с государством или выступать против него или всецело обслуживать только интересы отдельных группировок, партий и даже отдельных личностей» [116, с. 21].

Объектом информационной политики как отрасли научного знания (в самом широком смысле) является информационная сфера жизни общества [116, с. 22] – «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» [45]. Правомерно говорить о том, что «объектом информационной политики как отрасли научного знания (социальной информациологии) являются «информационные общественные отношения» или отношения между субъектами, осуществляющими сбор, формирование, анализ, распространение и использование информации в интересах личности, общества и государства» [116, с. 22], «гражданское общество как объект информационного воздействия может быть представлено состоянием общественного сознания» [105].

В.Д. Попов указывает, что объектом информационной политики как науки (в более узком смысле) являются массовое сознание, система СМИ и МК, информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности и политику государства [116, с. 22].

Согласно учебнику РАГС «Информационная политика» (под общей редакцией д.ф.н., профессора В.Д. Попова), «объект информационной политики – государственное управление информационной сферой, состоянием общественного сознания, системой СМИ и МК; информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику государства» [50].

Предмет информационной политики как отрасли научного знания (информациологии) – тенденции, закономерности развития информационной сферы, «общественных информационных отношений», информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта воздействия СМИ и МК на массовое сознание, на гражданское общество и государство [116, с. 22 – 23], [50, с. 10 – 11].

Цель информационной политики как научной дисциплины – получение системы знаний для обеспечения информационно-психологической безопасности граждан и страны; информационно-аналитического сопровождения (обеспечения) государственной политики, доведения принятых государством решений, программ до населения как главного массового субъекта управления.

Задача информационной политики как научной дисциплины – «анализ и прогноз современных информационных процессов, разработка теоретико-практических методов информационно-аналитической работы, обеспечение информационно-психологической безопасности». В этом информационная политика способствует решению «стратегической задачи информациологии, в особенности – социальной информациологии … – формированию информационного общества» [116, с. 23 – 24].

С построением информационного общества обозначилась «отличительная социальная и политическая тенденция … – построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей, либо прописанных, укоренившихся в истории и географии, либо построенных заново в тревожном поиске смыслов и духовности», – отмечает М. Кастельс. При этом он указывает на важную закономерность: «Первые исторические шаги информационных обществ … характеризуются преобладанием идентичности как организационного принципа» [59, с. 43]. Согласно В.Д. Попову, в формировании информационной политики важную роль играет закон ментальной идентичности [115, с. 287 – 300], [118].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.