Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы эффективного использования различных видов транспорта






 

Сферы преимущественного эффективного использования раз­личных видов транспорта определяются их технико-экономиче­скими особенностями, стоимостью перевозок и размещением транспортной инфраструктуры по территории страны. При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующими транс­портными линиями на основе расчетов сравнительной эффек­тивности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта, сферы применения которых очевидны и в текущих условиях не требуют специальных расчетов. Так, массовые грузо­вые межконтинентальные перевозки и связи с островными тер­риториями страны осуществляет, в основном, морской транс­порт. Вне конкуренции пока находится речной транспорт Сиби­ри при доставке сухогрузов в. навигационный период. Для дос­тавки срочных и ценных грузов, а также для сверхдальних пасса­жирских перевозок используется преимущественно воздушный транспорт. Естественным монополистом является газопроводный транспорт и во многих случаях нефтепроводный. На суше массо­вые перевозки топлива и сырья целесообразно осуществлять же­лезнодорожным транспортом.

Вместе с тем при планировании и организации перевозок час­то приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не все­гда имеется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок используют заранее обоснован­ные типовые сферы эффективного использования видов транс­порта. Они различаются по родам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сообщений и условиям перевозок.

Для территории России условно принято называть расстояния перевозок до 100—200 км короткими, от 200 до 800 км средними, от 800 до 1500 км дальними и свыше 1500—2000 км сверхдальни­ми. В соответствии с этой классификацией расстояний по грузо­вым перевозкам складываются следующие основные сферы эко­номически целесообразного использования различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективно использу­ется при перевозках на средние и дальние расстояния, а при на­личии железнодорожных подъездных путей у корреспонди­рующих грузовладельцев — и на короткие расстояния. При массо­вых перевозках каменного угля, железной руды, черных и цветных металлов, лесоматериалов, химических и минеральных удобрений и некоторых других грузов железные дороги выгодно использо­вать и на сверхдальних расстояниях. В некоторых случаях при ин­термодальных перевозках, наличии технологических маршрутов и устойчивых грузопотоках железная дорога конкурентоспособна при доставке грузов как на большие, так и на малые расстояния.

Традиционная сфера использования автомобильного транс­порта — короткие расстояния. При этом если раньше короткими считались расстояния до 50—100 км, то с развитием техническо­го прогресса в автомобилестроении и расширением дорожной сети они увеличились до 200—300 км.

На сферы использования автотранспорта большое влияние ока­зывает конкуренция с другими видами транспорта. Благодаря вы­сокой мобильности автотранспорта при отсутствии альтернатив­ных способов доставки грузов он может эффективно использо­ваться на средних и дальних расстояниях. При конкуренции с же­лезнодорожным транспортом сферы применения автомобилей ог­раничиваются экономическими и временными факторами перево­зок. Примерные сферы экономически выгодного использования автотранспорта для перевозок некоторых грузов при наличии аль­тернативных схем транспортировки по железной дороге приведе­ны в табл. 10.2. При расстояниях, больших указанных в этой таб­лице, более выгодно использовать железнодорожный вариант. Расчеты сфер осуществлялись для " средних" условий перевозок, поэтому для конкретных корреспонденции эти сферы могут суще­ственно отличаться от приведенных в табл. 10.2. Так, перевозки мелкопартионных срочных и скоропортящихся грузов, а также контейнеров на специальных и большегрузных автомобилях вы­годно осуществлять на расстояния свыше 1000 км.

Особое преимущество автотранспорта — прямая доставка гру­зов по схеме " от двери до двери". Оно значительно повышает его конкурентоспособность и расширяет сферы использования. Осо­бенно широко применяют автотранспорт внутри промышлен­ных центров, при горнорудных разработках и в сельскохозяйственных районах, а также для подвоза грузов к магистральному транспорту и доставки их получателям. Грузовые автомобили ис­пользуют при дальних междугородных и международных пере­возках. Однако повышение цен на топливо и низкая эколо-гичность автотранспорта требуют проведения дополнительных обоснований сфер его использования.

 

Наим. груза  
Предельные равновыгодные расст. перевозок грузов

автотранспортом, км, при наличии альтернативных схем

транспортировки по железнодорожному варианту

  П-М- П П- М - А А- М-А
Твердое топливо Лесоматериалы Щебень, гравий, песок Цемент Нефтепродукты Лом черных металлов Железобетонные изделия Кирпич строительный Мебель Стекло Контейнеры универсальные Зерно Сахарная свекла Картофель, овощи, фрукты Мясо, мясопродукты Обувь, галантерея   30-50 80-100 30-50 50-70 70-90 80-90 65-85 60-80 120-150 70-90 250-300 50-70 100-120 180-250 280-350 200-250 65-85 150-200 60-80 100-120 120-150 100-120 120-140 110-130 220-260 100-И" 400-500 80-100 200-250 500-900 480-600 350-500

 

Сферы преимущественного использования речного транспор­та — перевозки массовых грузов на средние и дальние расстоя­ния между пунктами, расположенными на одних и тех же судо­ходных речных путях, в районах, где нет других видов транспор­та, а также в смешанных сообщениях с другими видами транс­порта на направлениях, на которых они более эффективны по сравнению с прямыми перевозками одним видом транспорта без перевалок. Значительно расширяют сферы применения речного транспорта использование судов смешанного плавания типа " ре­ка—море", соединение разных речных бассейнов каналами, строительство гидротехнических сооружений и т. п.

Приоритетная зона морского транспорта — экспортно-им­портные перевозки внешнеторговых грузов на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также перевозки в большом и ма­лом каботаже в районах Севера, Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Чукотки. Эффективны также массовые перевозки гру­зов в некоторых прибрежных районах Черного, Балтийского и Каспийского морей.

Воздушный транспорт эффективно использовать на дальних и сверхдальних расстояниях для перевозки ценных, срочных и скоропортящихся грузов в промышленные центры и отдаленные северные районы страны. Основная сфера деятельности воздуш­ного транспорта — пассажирские перевозки, и поэтому большая часть грузовых перевозок осуществляется в порядке догрузки пассажирских самолетов.

Трубопроводный транспорт можно использовать как на ко­ротких, так и на средних, дальних и сверхдальних расстояниях. Все зависит от рода груза, мощности грузопотока и диаметра труб. Природный газ следует по магистральным трубопроводам диаметром 1220 и 1400 мм обычно на сверхдальние расстояния, в том числе на экспорт, а по трубам малого диаметра — на корот­кие расстояния. Нефть и нефтепродукты перекачиваются на рас­стояния от 500 до 3—5 тыс. км. Сухие грузы (уголь, руда, песок, щебень, гравий) транспортируются на расстояния до 20—50 км по гидропроводному и пневмоконтейнерному трубопроводному транспорту. По пульпопроводам уголь перемещается на расстоя­ние до 250 км и более.

В области пассажирских перевозок сферы использования ви­дов транспорта зависят от развития транспортной инфраструкту­ры районов, наличия связи магистральных видов транспорта с населенными пунктами, скорости доставки пассажиров, тари­фов, регулярности и удобства расписания движения, цели поез­док, качества транспортного обслуживания и т. п. Железнодо­рожный транспорт используют для поездок как на короткие рас­стояния (в пригородной зоне), так и в среднем (местном) и даль­нем сообщении. Большую часть городских перевозок и значи­тельный объем пригородных, особенно на тех направлениях, где отсутствует железнодорожное сообщение, выполняет автобус­ный транспорт. Междугородные автобусные перевозки часто конкурируют с железнодорожными на расстояниях до 500—800 км. Перевозки на дальние и сверхдальние расстояния по многим по­казателям более выгодно осуществлять воздушным транспортом. Однако, если поездка совершается на дальнее расстояние (800— 1000 км) в течение одной ночи (за 10—12 ч) и в поезде обеспечи­вается нормальный отдых и сон, то пассажир отдает предпочте­ние железной дороге. Воздушный транспорт широко использует­ся на местных линиях Севера, Сибири и Дальнего Востока, и в районах, где нет железных дорог, при поездках на средние и дальние расстояния.

На морском и речном транспорте пассажирские перевозки со­вершаются в основном на дальние расстояния на направлениях, где нет других видов транспорта, а также туристские и экскурсионные поездки, в том числе сверхдальние круизные путешествия. В при­брежных населенных пунктах используют морские и речные суда, в том числе на подводных крыльях, для пригородных и междугород­ных перевозок пассажиров на короткие и средние расстояния.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.