Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины травматизма и их классификация






На занятиях физической культуры в ходе учебных, тренировочных занятий и во время соревнований, несмотря на все меры предосторожности, возможны те или иные травмы, которые могут быть вызваны различными причинами. Ущерб здоровью вследствие получения травм несовместим с самим понятием спорта, несущего здоровью, физическую красоту и нравственное совершенство.

В нашей стране имеются все условия для борьбы со спортивным травматизмом. Борьба с травматизмом является задачей государственной важности и слагается из профилактики травматизма и лечения больных получивших повреждение или осложнение в результате травм. Профилактика травматизма не может быть достаточно успешной без совместной работы медиков, тренеров и преподавателей. В этой важной работе должен участвовать каждый тренер, для чего необходимо знать особенности, основные проявления, причины и условия, способствующие возникновению травм, знать и проводить профилактические мероприятия при любых условиях. На борьбу с травматизмом и предупреждением его необходимо обратить серьезное внимание как педагогам, спортивным судьям, так и учащимся и спортсменам.

Вовлечение в занятия гимнастикой широкого круга населения и интенсивный рост мастерства советских гимнастов предъявляют повышенные требования к профилактике повреждений, наблюдаемых при занятиях гимнастикой.

Занятия спортом неразрывно связаны с охраной здоровья человека, служат источником его укрепления. Наряду с большими успехами, достижениями в развитии физкультурного движения, в спортивной практике имеются и существенные недостатки, вызываемые множеством причин. К таким недостаткам относится и спортивный травматизм.

Травма – это нарушение анатомической целостности различных тканей и органов в результате болезненного воздействия на организм факторов внешней среды. Травматизм – это общее количество травм, за тот или иной период времени.

При нарушении кожных покровов повреждения называются открытыми или проникающими. Если целостность кожных покровов не нарушена, повреждения называются закрытыми. Существует 3 степени травматичности. Степень травматичности зависит от вида спорта.

Наибольшая травматичность – виды спорта, характерны наличием непосредственной борьбы спортивных противников и сопровождающихся отталкиванием и бросками противника, нанесением ему регламентированных правилами ударов.

Значительная травматичность – виды спорта, характерные предельной быстротой активных движений или перемещений тела и большой резкостью движений, сочетающиеся с координацией движений, а также виды, требующие очень сложной координации движений и выполняемые необычных для человека условиях и большой полетной фазой при необычных условиях опоры.

Малая травматичность – виды спорта, характерные выполнением циклических движений в условиях, почти исключающих возможность травматизации.

Интенсивный показатель травм в различных видах спорта (количество травм на 1000 участников) свидетельствуют, что в боксе он равен 158 случаев (1 место), в борьбе 103 (3), мотоспорте 41, 5 случаев (7), гимнастике 29 (8), плавании 13 (15). По данным ЦИТО Мин. здравоохранения из 1000 занимающихся спортом, травмы получают 4, 7 %.

В основном спортивный травматизм относится к разряду легких. Зависит от форм проведения занятий. Наименьший травматизм наблюдается на учебных занятиях, больший на тренировочных занятиях и соревнованиях. Наиболее травматичны неорганизованные, самостоятельные проводимые занятия.

Травматизм зависит и от подготовленности спортсменов. Чем выше мастерство спортсменов, тем реже у них бывают повреждения.

В целом для спортивного травматизма характерно:

а) преобладание закрытых повреждений

б) преобладание повреждений конечностей, составляющих более 75 % всех травм.

в) значительное число повреждений суставов (особенно коленного)

г) малое число переломов

д) специфичность локализации и видом повреждений для отдельных видов спорта, при котором они наблюдаются.

Наиболее часто наблюдаются ушибы и растяжение связок, ссадины и потертости. Реже возникают раны, еще реже переломы и вывихи. Типичными травмами в спорте являются также надрыв мышц, бурситы, повреждение менисков и связочного аппарата коленного и голеностопного суставов. У гимнастов, например, специфичными являются потертости кожи и срывы мозолей на ладонях.

Спортивные травмы, относящиеся к разряду легких и, как правило не сопровождаются утратой трудоспособности. Однако в спорте наблюдаются и тяжелые травмы, вынуждающие спортсмена прекратить занятия, а иногда оставить спортивную деятельность. Редко бывают и случаи спортивной инвалидности после травм. По степени тяжести все повреждения можно разделить на 5 групп:

1. Очень легкие травмы, которые не влекут за собой утраты трудоспособности, но снижают её (они составляют 70% из 100).

2. Легкие травмы с потерей спортивнойтрудоспособности до 15 дней (17 случаев).

3. Травмы средней тяжести, при которых спортивная трудоспособность теряет на срок до 60 дней (1/10 всех случаев). Спортсмены проходят курс лечения не в больнице, а в поликлинике или амбулатории.

4. Тяжелые травмы (2, 7% случаев). Они влекут за собой временное прекращение занятий спортом на продолжительный срок. Требуется лечение стационарное в больнице.

5. Очень тяжелые травмы (0, 3 %), в результате которых спортсмен совсем прекращает занятия спортом.

Механизмом повреждения при занятиях физическими упражнениями бывают:

а) удар, случается наиболее часто.

б) насильственные движения не соответствующие осям суставов или превышающие пределы их подвижности.

в) резкое, нескоординированное сокращение мышц.

г) сдавливание и тяга при перемещении большой тяжести.

 

Локализация (местоположение) повреждений у занимающихся гимнастикой выглядит следующим образом:

- травмы головы составляют 2, 3% всех трав.

- туловища 8%

- верхних конечностей 54, 5%

- нижних конечностей 34%

- таза 1, 4%

Наиболее часто травмы происходят в подготовительном периоде тренировки, а так же после длительного перерыва и болезни. Основные причины травматизма, возникающие на занятиях по гимнастике:

1. недочеты в методике проведения занятий 43, 9%.

2. особенности техники выполнения упражнений 17, 4%

3. неполноценное материально-техническое обеспечение места занятий 0, 6%.

4. состояние занимающихся 8, 4%

 

1) На занятиях по гимнастике применяются самые разнообразные упражнения, в том числе и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике, для выполнения которых необходимы специфические условия и особенности.

1. упражнения выполняемые на специальных снарядах и требующие проявления определенной технической и физической подготовки.

2. преобладание движений вращательного характера.

3. умение управлять движением в полете и при приземлении.

4. преимущественная нагрузка на верхние конечности гимнаста.

Изучение различных проявлений спортивных повреждений и заболеваний позволило установить наличие следующих 8-ми основных групп причин, приводящих к их развитию.

Чаще всего причинами травм являютсянарушение методики и принципов обучения:

1. проведение занятий по одной программе с занимающимися, имеющие разную степень физической и технической подготовленности, а план занятий составляют исходя из одного состава гимнастов.

2. несоответствие нагрузки возрастным возможностям занимающихся и уровня их подготовленности.

3. неправильное проведение учебно-тренировочных занятий, выражающиеся в отсутствии постепенности в нагрузке, последовательности в овладении двигательными навыками, в отсутствии индивидуального подхода к занимающимся.

4. последовательность или отсутствие разминки перед занятиями или соревнованием, а так же слишком интенсивная нагрузка.

5. односторонняя или однотипная нагрузка на определенные группы мышц, несоблюдение оптимальной длительности перерывов между выполнением отдельных упражнений.

6. несоответствие методики обучение решению поставленных задач, неправильных подход или объяснение упражнений, недостаточность страховки и неполноценная помощь при обучении.

7. стремление некоторых тренеров и преподавателей «натаскать» молодых спортсменов на сдачу разрядных и контрольных нормативов.

8. систематические интенсивные нагрузки спортсменов высокой квалификации.

2) Особенности техники выполнения упражнений 13%.

- нанесение удара о снаряд, обусловленных сущностью самих упражнений.

- выполнение упражнений характерных наличием увеличения амплитуды, превышающей пределы подвижности тех или иных суставов, а так же упражнений требующих предельной быстроты и резкости сокращения мышц.

- нарушение пространственных и временных параметров сложнокоординированных элементов, особенно выполняемых с большой полетной фазой и вращением.

- падение или неточное приземление.

- недостаточное усвоение техники, недостаточный уровень тренированности, низкий уровень развития физических качеств, эластичности мышц и подвижности в суставах, а так же особенности конституции тела гимнаста для выполнения конкретного упражнения.

- незнание или недооценка приемов страховки.

- закономерные и случайные срывы при выполнении упражнений на соревнованиях из-за нарушения психической регуляции, потери точности в целях обеспечения надежности выполнения, недостаточной работоспособности, закономерные (систематические) срывы составляют (15%).

- систематическое отсутствие собранности перед выполнением упражнений.

- доминирующее неадекватное ощущение.

- наличие сильных эмоциональных переживаний.

- неприспособленность к варьированию содержания комбинаций, случайные (маловероятные, неожидаемые) срывы составляют 15%.

- недостаточное сосредоточение перед выполнением.

- неожиданное нарушением привычного двигательного стереотипа.

- нежелание участвовать в соревнованиях после неудачного выполнения упражнения.

 

3) Несоблюдение правил организации занятий (6%).

- нерациональное составление расписания учебных занятий и тренировок, неправильное составление программы тренировок и соревнований.

- нарушение требований комплектования занимающихся для занятий в однородной группе.

- слишком большое количество занимающихся в группе под руководством одного преподавателя или тренера.

- проведение занятий без преподавателя или тренера.

- перегрузка мест занятий большим числом занимающихся, неправильное размещение их и снарядов.

- неорганизованная смена групп занимающихся.

- самостоятельное выполнение упражнений перед или после занятий.

- отсутствие страховки или неточность страхующего.

- плохое качество организаций мест, где происходит тренировка и соревнования, от посторонних лиц.

 

4) Неполноценное материально-техническое обеспечение мест занятий (10%).

- спортивное сооружение не отвечает техническим требованиям.

- оборудование и инвентарь низкого качества, неисправность снарядов.

- недостаточное количество матов, страховочных материалов.

- отсутствие или плохое качество магнезии.

- несоответствии одежды и обуви для занятий гимнастикой.

 

5) Нарушение санитарно-гигиенических условий(2%).

- недостаточное освещение, отсутствие вентиляции, слишком высокая или низкая температура, грязь.

- отсутствие раздевалок, душевых, туалетов.

- соревнования без достаточной адаптации.

- нарушение общего режима, правил личной гигиены спортсмена.

 

6) Недостаточная воспитательная работа с занимающимися (14%).

- поспешность, отсутствие внимательности, излишний азарт.

- нарушение правил и дисциплины, невыполнение указаний и объяснений преподавателя.

- шум во время занятий, самостоятельный подход, несоблюдение долгого порядка.

 

7) Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля (4%).

- несвоевременный и недостаточно тщательный медицинский осмотр.

- несоблюдение рекомендаций врача.

- отсутствие тщательной диспансеризации после перенесенных травм и заболеваний.

- допуск к занятиям без предварительного медицинского осмотра, в том числе после перерыва из-за болезни.

- недостаточное врачебно-педагогическое наблюдение.

- несоблюдение правил личной гигиены и специального режима.

 

8) Внутренние факторы в спортивном травматизме, обусловленные состоянием занимающихся (11%).

- резко выраженное утомление или переутомление.

- изменение функционального состояния занимающихся, вызванное перерывом в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

- наклонность к спазмам мышц или сосудов, к судорогам.

- переоценка собственных сил и возможностей.

- преобладание защитных рефлексов, наличие чувства страха и боязни.

- чрезмерное волнение гимнаста, что приводит к потере четкости в координации движений.

- потливость кожи ладоней, в следствии чего наблюдается плохое сцепление со снарядом.

 

Современный уровень спорта требует от спортсмена увеличения тренировочных нагрузок с целью достижения более высоких результатов. В результате этого опорно-двигательный аппарат спортсменов претерпевает значительные изменения. Среди патологических состояний наиболее распространенным является остеохондроз – дегеративно-дистрофиеское заболевание межпозвоночного диска, нарушение всех его структурных единиц. Это приводит к нарушению опорно-двигательной функции позвоночника. Среди гимнастов это заболевание весьма распространено. У них позвоночник испытывает большие ударные, статико-динамические нагрузки, и, несмотря на наличие заболевания, спортсмены продолжают занятия гимнастикой и выступают в соревнованиях. У 1/3 имеются признаки остеохондроза. Наибольший процент заболеваний шейным остеохондрозом у представителей спортивной гимнастики 76, 2 %, затем у акробатов – 14, 3%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.