Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы управления транспортом в условиях рыночной экономики






 

Формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетво­рение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, являет­ся стратегической целью развигия транспорта на современном этапе. Для выполнения этой цели должны быть реализованы сле­дующие задачи: формирование рынка транспортных услуг на ос­нове конкуренции it взаимодействия всех транспортных пред­приятий различных форм собственности; создание законодатель­но-правовой и нормативной базы развития транспорта, гаранти­рующей предоставление услуг общественного транспорта всем, кто в них нуждается, безопасность и экологичность перевозок; техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэф­фективных транспортных технологий; интеграция на взаимовы­годных условиях транспортно-дорожного комплекса России в мировую транспортную систему.

Поскольку перечисленные выше задачи должны решаться в новых экономических условиях, их реализация должна базиро­ваться на новых принципах управления транспортом в условиях рыночной экономики. Эти принципы формулируются так:

1. Транспорт - одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как при­оритетная, так как ее функционирование влияет на экономиче­ское развитие.

2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная само­стоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности. Равенство всех без ис­ключения субъектов рынка при транспортном обслуживании.

3. Государственное экономическое регулирование транспорт­ных отраслей и предприятий. Жесткое вертикальное админист­рирование, государственное распределение финансовых и мате­риальных ресурсов, характерное для планово-распорядительной экономики, заменяется эффективными регулирующими меха­низмами. Государственное регулирование осуществляется в сле­дующих сферах: организация рынка транспортных услуг и кон­троль за допуском предприятий на рынок; регулирование цено­образования на транспорте (определение правил построения та­рифов и установление обязательного тарифа); налоговое регули­рование (налоговые льготы по затратам на модернизацию и развитие объектов транспорта, введение специальных региональ­ных налогов); инвестиционное регулирование (участие государ­ства в реаличации наиболее капиталоемких проектов).

4. Делегирование федеральных полномочий региональным ор­ганам управления. На уровень местных администраций делегиру­ется решение следующих вопросов: распределение централизо­ванных дотаций, материальных ресурсов между предприятиями транспорта; контроль за местными тарифами; выдача лицензий на местные виды транспортной деятельности; управление пред­приятиями, находящимися в федеральной собственности; уча­стие в управлении акционированными предприятиями от имени федеральных органов.

Реализация на практике этих принципов управления транс­портом положит начало формированию современной транспорт­ной системы страны, способной эффективно работать в условиях рынка.

Особенностями управления на транспорте являются:

пространственное размещение взаимодействующих объектов транспорта на большой территории и непрерывный процесс ра­боты многих из них (например, железных дорог);

необходимость четкого выполнения технологических функ­ций, связанных с безопасностью перевозок;

единоначалие, дисциплинированность и диспетчеризация в управлении перевозочным процессом;

тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех звеньев перево­зочного конвейера.

Отсюда вытекает необходимость использования на транспорте административных (организационно распорядительных), эконо­мических и социально-психологических методов управления. Причем распорядительные методы должны умело сочетаться с экономическими и психологическими, обеспечивающими моти­вацию труда, эффективность работы, корпоративную солидар­ность, инициативу и предприимчивость.

Особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономики

 

Планирование перевозок является важным элементом управ­ления транспортным комплексом при любой системе хозяйство­вания. Его сущность заключается в определении предстоящих объемов перевозок грузов и пассажиров и размеров транспорт­ной работы (грузо- и пассажирооборота) в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транс­портным предприятиям на определенный период времени (ме­сяц, квартал, год, пятилетие и т. д.). Эти данные являются осно­вой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсах и для прогноза конечных эко­номических результатов деятельности предприятий и организа­ций транспорта на рассматриваемый период.

В условиях рыночной экономики существенно меняется прежняя система разработок, приоритетов и оценок выполнения планов перевозок на всех видах транспорта. Главная особенность этих изменений заключается в переходе от централизованной системы планирования и распределения перевозок " сверху вниз" к демократическим формам отношений между транспортом и клиентурой на основе потребительских предпочтений выбора по принципу " снизу вверх".

Основной целью изменений в планировании перевозок явля­ется использование рынка как средства для получения реальной информации о спросе и предложении, обеспечения их сбаланси­рованности, повышения качества перевозок в результате конку­ренции и взаимодействия между видами транспорта и достиже­ния на этой основе финансовой стабильности в работе транс­портных предприятий. Известно, что в нашей стране были раз­работаны общепризнанные научные методы планирования (ба­лансовый, программно-целевой, оптимизационный и др.), кото­рые, к сожалению, слабо применялись на практике. Превалиро­вали командно-административные, волевые методы, что приво­дило к несбалансированности спроса и предложения, значитель­ным потерям в народном хозяйстве. Вместе с тем очевидно, что не­дооценка планомерности и пропорциональности в развитии экономики ведет к нерациональному хозяйствованию, кризисам и без­работице. Поэтому сейчас, когда повышается ответственность и самостоятельность товаропроизводителей, транспортных пред­приятий и потребителей продукции и услуг, применение указан­ных выше экономических методов планирования является весь­ма актуальным. Развитие горизонтальных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями не должно противо­речить общей сбалансированности спроса и предложения в госу­дарстве.

Суть перестройки планирования перевозок в нашей стране за­ключается в разумном сочетании государственного регулирова­ния и экономических, рыночных методов управления транспорт­ными ресурсами и взаимоотношениями между транспортом и потребителями его продукции. При этом соотношение админи­стративных и экономических методов на разных видах транспор­та различно, что связано с особенностями технологических про­цессов и разнообразием форм собственности на транспортные средства. Так, для железных дорог, находящихся в государствен­ной (федеральной) собственности, более характерны методы го­сударственного регулирования, чем для автомобильного транс­порта, значительная часть технических средств которого принад­лежит частным и акционерным компаниям и фирмам. Однако взаимоотношения между клиентурой и транспортом, независи­мо от форм собственности последнего, должны строиться на единых экономических и правовых нормах и правилах. При этом работники транспорта должны научиться продавать, а не распре­делять свои услуги, учитывая конкуренцию между видами транс­порта. В этом заключается суть преобразований. Интересы, по­требителей транспортных услуг, удовлетворение спроса на эти услуги должны стать основой формирования доходов и прибыли транспортных предприятий.

На транспорте сохранена разработка перспектив­ных (долгосрочных, на 10—20 лет), пятилетних (среднесрочных), текущих (годовых) и оперативных (квартальных и месячных) планов перевозок и работы транспортных предприятий, однако система их формирования, статус, структура и перечень показа­телей должны быть изменены. На уровне перспективных и пяти­летних планов-прогнозов устанавливаются общие показатели пе­ревозок и основные направления динамики транспортных пото­ков на перспективу с указанием необходимых инвестиций в их освоение. Текущие планы перевозок входят составной частью в бизнес-план транспортного предприятия с указанием как общих, так и по определенной номенклатуре грузов объемов перевозок и транспортной работы. Наиболее подробны опера­тивные планы перевозок. Перспективные и текущие планы пере­возок являются рекомендательно-информационными, т. е. индикативными, а не директивными. При этом значения основных показателей этих планов устанавливают в виде пессимистическо­го и оптимистического прогноза (" от и до").

Кроме того, на разных видах транспорта рассчитывают норма­тивы различных качественных показателей транспортного обслу­живания клиентуры, таких как скорость и сроки доставки грузов, оборот транспортных единиц за рейс или маршрут, производи­тельность и нагрузка подвижного состава и др.

Основной исходной информацией для разработки планов пе­ревозок ранее служили заявки различных отраслевых мини­стерств, ведомств и других центральных органов управления. В настоящее время система планирования существенно измени­лась. Транспорт является не обычным " продавцом" услуг, а круп­ной капиталоемкой и сложной по управлению отраслью народ­ного хозяйства. Он является всеобщим средством труда и общим условием любого производства. Транспортная составляющая, и порой значительная, входит в состав цены почти любой продук­ции, следовательно, общество заинтересовано в уменьшении транспортных затрат. Предварительная же информация (заявка) о перевозках дает возможность эффективного маневрирования транспортными ресурсами разработки оптимальной стратегии их развития, большую гарантию доставки груза и снижение в ко­нечном счете транспортных издержек. Отсутствие такой инфор­мации, т. е. отправление грузов по предъявлению, требует уве­личения затрат на создание резерва значительных провозных и пропускных способностей транспорта. Эти затраты ориентиро­вочно могут составлять 1/3 стоимости всех транспортных ресур­сов. Очевидно, что это невыгодно никому, тем более что согла­сованная заявка, также как, например, и купленный предвари­тельно пассажирский билет, дает определенную гарантию ста­бильности предстоящей деятельности потребителей транспорт­ных услуг. Система заявок грузовладельцев (особенно это касает­ся массовых грузов) должна быть сохранена. Другое дело — сро­ки и формы этих заявок. Необходимо переходить преимущест­венно на контрактно-договорную форму взаимоотношений с клиентурой, которая предусматривает взаимную материальную и юридическую ответственность сторон по подаче подвижного со­става, его загрузке, срокам доставки, сохранности грузов и опла­те перевозок. Такие договоры заключаются, как правило, с круп­ными грузоотправителями на 1 год или несколько лет с указани­ем объемов и направлений перевозок конкретных родов грузов с разбивкой по периодам доставки, что может служить основой для разработки планов перевозок.

Важным источником информации для планирования перево­зок могут служить также межотраслевые ценовые соглашения и договоры, заключаемые по технологической цепочке " сырье — переработка — потребление" между хозяйственными субъекта­ми, объединенными в финансово-промышленные группы, в ко­торых транспорт должен принимать равноправное участие (на­пример, между угольными предприятиями, ОАО «РЖД» и металлур­гической промышленностью). Важную информацию о предстоя­щих перевозках грузов и пассажиров могут предоставлять многие представители транспортных предприятий и организаций, при­нимающие участие в биржевой и коммерческой деятельности, в деятельности экспортно-импортных и туристических компаний и фирм. Значительная часть информации должна поступать по ли­нии государственного заказа на перевозки (ориентировочно до 30—40% объема перевозок) от федеральных и региональных ор­ганов управления, государственных предприятий и внешнеторго­вых ведомств. Увеличивается объем заявок на перевозки от ком­мерческих структур.

Однако эти данные все же не дают полной информации о гео­графии и не охватывают весь объем перевозок грузов различны­ми видами транспорта. В связи с этим для разработки перспек­тивных и текущих планов необходимо проводить регулярные (а не эпизодические) экономические обследования районов тяготе­ния транспортных предприятий, глубоко изучать транспортный рынок, определять реальные запросы и нужды всех потребителей транспортных услуг как по их количеству, так и по качеству. Эта работа должна выполняться в порядке регионально-транспорт­ных маркетинговых исследований и носить комплексный харак­тер. Подобные обследования следует проводить и по пассажир­ским перевозкам.

Оперативное месячное планирование осуществляется на ос­нове заявок грузоотправителей, хозяйственных договоров и кон­тактных графиков перевозок грузов при взаимодействии раз­личных видов транспорта в транспортных узлах. При этом ме­сячные заявки должны приобрести силу юридического договора со взаимными обязательствами сторон (транспорта и клиенту­ры) по выполнению условий перевозок, в котором должны быть указаны не только объемы и направления перевозок, но и требо­вания клиентуры к их качеству. В целях привлечения клиентуры и увеличения объемов перевозок необходимо установить систе­му поощрения четко выполняющих свои обязательства отправи­телей грузов, включающую в себя, например, снижение тарифа, подачу подвижного состава в более удобное время, отмену предверительных заявок, бесплатное или со скидкой выделение необ­ходимых крепежных материалов, тары, мест для рекламы и т. п.

Определенная часть грузов, особенно скоропортящихся, мо­жет перевозиться без заявок, по предъявлению (на разных видах транспорта эта часть составляет от 15 до 30% всего объема пере­возок). При наличии достаточных резервов и спаде объемов пе­ревозок доля перевозок по предъявлению может быть значитель­но увеличена.

Повышение качества планирования и прогнозирования пере­возок возможно при интеграции процессов установления хозяй­ственных связей на основе прямых договоров между поставщи­ками и потребителями, товарных сделок на биржах между орга­нами материально-технического снабжения и торговли, соглаше­ний между отечественными предприятиями, организациями и зарубежными фирмами посредством разработки межотраслевых, транспортно-экономических и территориальных балансов, инди­кативной оптимизации транспортных потоков.

В целом особенности планирования перевозок в условиях ры­ночной экономики следующие:

переход от разработки планов-директив к планам-рекоменда­циям, индикативному (рекомендательному) планированию и прогнозированию перевозок, учитывающим интересы потребите­лей транспортных услуг и транспорта;

развитие контрактно-договорных отношений между транспор­том и клиентурой и переход к формированию спроса на перевоз­ки и другие транспортные услуги по принципу " транспорт ищет клиентов" на основе изучения транспортного рынка с использо­ванием концепции маркетинга;

развитие на постоянной основе системы экономического об­следования районов тяготения транспортных предприятий и ор­ганизация анкетных опросов пассажиров для определения реаль­ного спроса потребителей на транспортные услуги;

организация посреднических информационно-коммерческих и транспортно-экспедиционных центров по индикативной коор­динации и оптимизации хозяйственных связей между субъектами товарного рынка;

создание коммерческо-маркетинговых структур в транспорт­ных организациях для формирования и стимулирования спроса на транспортные услуги, изучения конкурентов, организации рекламы и слежения за динамикой транспортного рынка;

предоставление самостоятельности линейным и региональ­ным транспортным предприятиям и организациям в разработке планов перевозок и ответственность за их выполнение;

переход на такие принципы планирования и управления, при которых за центром — стратегия развития и макроэкономиче­ское государственное регулирование сбалансированности спроса и предложений, за местными органами — тактика с соблюдени­ем общепринятых технологических, экономических, правовых, экологических, социальных и других норм и правил независимо от формы собственности на транспортные средства;

разумная конкуренция и взаимодействие между видами транс­порта в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспорт­ные услуги и эффективного использования транспортных ресур­сов;

обеспечение комплексности в оценке выполнения планов пе­ревозок не только по количественным, но и по качественным показателям (соблюдение сроков и ритмичности доставки, со­хранность грузов и безопасность перевозок), а также по уровню доходов, прибыли и рентабельности транспортных предприятий.

В условиях экономического кризиса, неоднозначности прово­димых реформ, разрыва хозяйственных связей возникли значи­тельные трудности в организации и объективности планирова­ния транспортных потоков. По мере стабилизации экономики, создания нормального рыночного пространства планирование перевозок должно получить новое развитие как важная структур­ная часть маркетинга сферы обращения в стране.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.