Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.






 

Организационно-административная работа— совокупность социально-экономичес­ких методов, средств и форм управления фирмами в кон­курентных рыночных условиях, направленных на обеспече­ние устойчивости организации и получение долгосрочной прибыли.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи пе­редается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управле­ния. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о резуль­татах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управле­ния по оказанию социальной помощи населению.

В арсенале методов управления существуют четы­ре основные группы:

• прямые, административные, или организационно-распорядительные методы основаны на использо­вании в руководстве объективных упорядоченных организационных отношений между людьми типа «управляющий — управляемый»;

• экономические, или косвенные методы, как более мягкие, воздействуют на экономические интересы субъекта управления через систему экономических и финансовых инструментов, таких как цены, зара­ботная плата, кредит, финансы, налоги и т. п.;

• социально-психологические методы включают кон­кретные способы воздействия на процессы форми­рования и развития коллектива, на социальные про­цессы, протекающие внутри него. С их помощью комплектуются группы и коллективы, осуществля­ется психологическая мотивация труда и его гума­низация, учитывается и направляется функциони­рование неформальных структур, проводится профес­сиональный отбор и обучение, анализ и постановка стиля руководства и т. п.;

• идеологические методы воздействуют на мировоззре­ние людей, на гражданские и патриотические чув­ства коллективов и каждого работника. Их диапа­зон широк: от политической пропаганды и агита­ции до контроля деятельности администрации трудовым коллективом и привлечения трудящихся к управлению производством.

Выбор методов управления в каждом конкретном слу­чае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, например, таких как внутренняя и внешняя среда орга­низации, ее цели и задачи, характеристики персонала и руководства.

Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения).

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения - международное сообщество, страна, регион (республика, край, область), город, село, фирма;

б) правовой статус документа - обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.);

в) содержание документа - технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т.п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т.п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Во всех документах должен быть раздел " Основные положения" и в большинстве — " Информационное обеспечение". Примерное содержание раздела " Основные положения":

· основание для разработки;

· актуальность (с точки зрения положения дел в мире, стране, на фирме в данной области);

· назначение документа;

· основные термины и определения;

· область применения документа (кому предназначен);

· органы, контролирующие применение документа;

· ответственность за несоблюдение требований документа.

· Примерное содержание раздела " Информационное обеспечение":

· классификация информации, используемой при применении документа;

· требования к информации;

· источники получения информации;

· технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является обеспечение высокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов Российской федерации. В настоящее время действуют более 20 систем документов: Государственная система стандартизации (ГСС); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Системы качества (СК); Система сертификации и др.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследо­вана, и в числе ее главных проблем можно назвать следующие: разработка теоретических основ менедж­мента в социальной работе, исследование организаци­онных структур управления социальной работой, обо­снование рекомендаций по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях; моделирование деятельности социальных служб; раз­работка критериев, позволяющих оценивать качество управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала; исследо­вание информационных основ менеджмента в социаль­ной работе, создание современного банка данных; раз­работка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количе­ственных методов прогнозирования; исследование методов мотивации социальной работы и др.

Планирование в социальной службе как функция управления.

 

Первые попытки разработки и выполнения планов социального развития были предприняты во второй половине 60- х годов в производственной сфере. Впервые такой план был составлен в 1966 году на Лениниградском объединении электронного приборостроения «Светлана». В последующем появились планы социального развития городов, регионов, отраслей. Типичный план соцразвития на предприятии включал следующие разделы:

Первый раздел – изменения в социальной и профессионально – квалификационной структуре коллектива.

Второй раздел – улучшение условий труда, повышение культуры и эстетики производства.

Третий раздел – повышение профессионально – технического и культурного уровня работников.

Четвертый раздел – повышение материального уровня и улучшение жилищно – бытовых условий работников.

Пятый раздел – удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива.

Шестой раздел – совершенствование социальный отношений в коллективе.

В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90- х годов появился новый для отечественной практики термин – «планирование социальной работы». Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам.

 

Признаки классификации Виды организационных планов
1. Время (период времени) Перспективные, текущие, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные
2. Учреждения социальной защиты, помощи Планы работы: министерства и его структурных подразделений; комитетов (управлений) соцзащиты; центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов- интернатов, служб социальной помощи и др.

 

«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания:

1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).

2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.

3. Наращивание и укрепление материально – технической базы центра, улучшения условий труда.

Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ЦСО, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:

1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения.

2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.

3. Наращивание и укрепление материально – технической базы центра, улучшение условий труда.

Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ЦСО и отделение, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:

1. Организационная и культурно – массовая работа.

2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.

3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.

Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабоатываются на основе задач, решаемых ЦСО и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:

1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.

2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.

3. Наращивание материально – технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч.

4. Другие вопросы по мере необходимости.

По включаемым в планы мероприятия определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.

Разновидность организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:

1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан.

2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);

3) социально – психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально – психологического климата);

4) инженерно – технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).

К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы…», включающий организационные; экономические; инженерно – технические; социально – психологические; кадровые; культурно – массовые мероприятия.

Использование этого алана связано с более полным удовлетворением, например, в деятельности ЦСО постоянного и комплексного социально – бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации питания, посильного труда, оказания различных видов помощи, дополнительных услуг (в том числе платных), совершенствованием работы персонала центра.

В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности ЦСО таким инструментом выступают «Заявка на выделение средство на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; налоги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные; транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплатное питание; основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.

Процесс принятия управленческого решения

1) Обнаружение и постановка проблемы.

2) Сбор и анализ информации о проблеме подлежащей решению – информацию черпают из законов, документов, общественного мнения.

3) Разработка критерия оценки эффективности решения.

Существуют различные подходы к разработки критериев оценки эффективности приним. решение. Это обусловлено, что каждый критерий может включать в себе эффективности. Программа эффективности наз. наиболее важные параметры системы, которая позволяет оценить качество решения проблемы и достижения поставленных целей. Так при оценке экономической эффективности параметрами является прибыль, объем затрат, уровень риска, производ. труда.

Анализ возможных вариантов и выбор оптимального варианта решения.

Анализ возможных вариантов решений должен проводится по совокупности параметров эффекта, при отсутствии заданного критерия эффектив. для анализа возможных вариантов могут использоваться 2 принципа:

1) Улучшение качества решения производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта.

2) Позволяет считать решение оптимальным, если все параметры эффекта, входящие в критерии эффективности, обладают устойчивостью. Процесс принятия решения включает ряд стадий и операций, выбор зависит от руководителя.

3) Реализация принятого решения. Два этапа:

1. Доведение решения до исполнителя

2. Организация исполнения решения.

Шестой контроль за реализацией решения и оценка его реализации. Исполнение решения немыслимо без контроля, он принимает форму обратной связи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.