Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей.






Этико- аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность, они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, не считать для себя обязательным следовать их требованиям в повседневной жизни.

Этико-аксиологические убеждения- это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку они основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм и ценностей, проверке их социальной практикой и жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Этико- аксиологические убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы, поскольку они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования и окружающую действительность. Однако относительно практики этико-аксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда человеку приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно могут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае человек находится в разладе с собой, со своими убеждениями.

Этико-аксиологическиепотребности характеризуют наивысшую степень развития сознания социального работника. Это моральная потребность в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей.

Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью специалиста, оно способно организовать все его волевые и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства, мерилом добра и зла. Руководствуясь своими этико-аксиологическими действиями, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в практике данного трудового коллектива профессионально-этических норм поведения, причем специалист не просто усваивает их как определенный идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, повседневной практики. Эти сообщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируя его. Роль профессиональной морали велика в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми, которые ожидают от него как представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, профессионально – этические знания, убеждения и потребности, безусловно, связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста профессионально- этических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностей может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью. Более того, такой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату: социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах профессиональной деятельности и вообще в жизни, царит так называемая «двойная мораль», в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические ценности, но реализуются иные, иногда прямо противоположные. Может быть даже сделан вывод, что такого рода «двойная мораль» является общепризнанной нормой, вследствие чего профессионально-этические ценности могут не являться для него действенным мотиватором. Поэтому процесс формирования этико-аксиологического сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п., с тем чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт. Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

Безусловно, смысл профессиональной деятельности оказывает формирующее воздействие на личность специалиста, однако следует при этом учитывать, что подавляющее большинство нынешних социальных работников не имеют специального профессионального образования. вследствие чего их осмыслению подвергается не столько сущность деятельности и ее результаты, сколько конкретное содержание выполняемой работы и используемых при этом форм и методов, качество и содержание конечного результата, в настоящее время весьма далеких от совершенства. Иными словами, в профессиональном сознании происходит подмена смысла деятельности ее реально существующими формами и видами, ее сущностных целей – сиюминутными практическими задачами. Кроме того, системный кризис в России отрицательно сказывается на возможности реализации потенциала социальной работы, вследствие чего это ее реальное состояние с учетом недостаточной (или полностью отсутствующей) теоретической подготовленности специалиста может быть принято за должное, единственно возможное или, по крайней мере, за вполне достаточное в современных условиях.

В подобных обстоятельствах ценностные трансверсии представляются неизбежными: например, если деятельность направлена на частичное жизнеобеспечение, ценность человека может быть интерпретирована как ценность его жизни, причем жизнь будет восприниматься как физиологический статус человеческого организма. Опыт собственной жизнедеятельности социального работника в условиях системного кризиса также может привести его к аналогичному выводу. Поэтому очевидно, что кризисные явления, ценностный хаос и аномия в российском обществе не только не могут не сказаться на ценностных ориентациях специалистов, но и накладывают весьма существенный отпечаток на содержание реализуемой профессиональной системы ценностей, до некоторой степени детерминируя перспективы развития социальной работы как профессиональной социальной деятельности. Взаимовлияние и взаимопроникновение разнообразных ценностных систем и иерархий образуют противоречивую иерархию ценностей современной российской профессиональной социальной работы, реализуемую в практической деятельности и отчасти привносимую специалистами в общие теоретические, аксиологические и этические основания профессиональной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.