Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-этические требования к личности социальной работы.






Лекция 1. Особенности професионально- этического сознания социального работника.

План лекции:

1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника. 2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания. 3. Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений.

Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально- значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам недостаточно эффективно выполняет эти свои функции. Недостаточно высокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводит к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах таких людей из социальной работы уйдут, но в настоящей момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, которое не всегда может быть расценено как позитивное.

Социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только подчиняться требованиям внешних этических императивов, в первую очередь ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части – системы гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает такая интегративная характеристика специалиста, как гуманистическая направленность его личности, которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей:

· осознанная приверженность гуманистическим ценностям;

· признание человека высшей ценностью современной цивилизации;

· организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;

· мотивация основной деятельности необходимостью гуманистических ценностей.

Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Такая личность глубоко убеждена, что человек, независимо от своих индивидуальных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Зная, что далеко не всегда человек может адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и соответственно этому не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, социальный работник принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основной жизненной позицией.

В условиях относительной автономности и свободы специалиста характер его действий может быть в общем случае различным в зависимости от его моральных качеств, собственной системы моральных норм и принципов, иерархии ценностей, идеалов и т.п. и, соответственно этому его воздействие на сознание клиента может быть как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. Следовательно, большое значение приобретает гуманизация личности специалиста, а значит, формирование его ценностного сознания. Осознанное усвоение и присвоение гумнистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов, стандартов и норм профессионального поведения и действий может служить своеобразным показателем высокого уровня духовного развития носителя ценностей, зрелости его личности и профессионализма. Это может стать одним из важнейших гарантов того, что гуманистические ценности получат соответствующую им значимость и признание в сознании клиента и общественном сознании. Но социальный работник, субъективно оказывая влияние на клиента, его и свое социальное окружение, общество, сам в значительной степени является продуктом социальной деятельности общества, в том числе и в плане формирования его личностного обыденного и профессионального сознания. В целом профессиональное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть условно представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:

· философскую, сложившуюся в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;

· социокультурную, образовавшуюся под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);

· профессиональную, представляющую собой результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии;

· социально-групповую, сложившуюся вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;

· индивидуальную, выступающую как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Безусловно, такое выделение компонент личностного профессионально-этического и ценностного сознания социального работника содержит в себе некоторую схематичность и упрощение. Рассматривая более подробно эти компоненты, можно с полным основанием выделить в каждой из них элементы, образовавшиеся в результате взаимовлияния и взаимодействия с другими компонентами.

Например, философская компонента включает в себя элементы как общесоциальной, так и социально- групповой и индивидуальной, поскольку, несмотря на требования научной объективности и непредвзятости на требования научной объективности и непредвзятости, человек не может «выйти за пределы самого себя», и поэтому каждое философское, аксиологическое или этическое учение, его конкретное прочтение и интерпретация в известной степени являются продуктом своей эпохи и личности интерпретатора, не всегда соответствующим по смыслу и содержанию замыслу своего творца. Кроме того, любое учение, в зависимости от конкретных особенностей эпохи и общества может стать чрезмерно, неоправданно популярным, «модным» и в связи с этим быть интерпретированным как всеобщее, несмотря на свой частный характер или, наоборот, быть необоснованно преданным забвению, несмотря на несомненную ценность.

Общесоциальная компонента в связи с наличием в социальной общности различных структурных элементов неизбежно складывается под их влиянием и несет в себе фрагменты этического и ценностного сознания множества профессиональных и социальных групп, а также отдельных личностей. В ней присутствуют (и иногда противоречат друг другу и противоборствуют) как идеальная, так и реально существующая иерархии общесоциальных ценностей. В общем случае она представляет собой не «средне арифметическое» философских, этических и ценностных представлений различных социальных групп, а, как правило, в значительной степени является отражением взглядов и установок наиболее влиятельной социальной группы или отдельных харизаматических личностей.

Индивидуальная компонента также не может быть выделена в «чистом» виде, поскольку в процессе онтогенеза человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он принадлежит. Она отражает также влияние различных формальных и неформальных групп, в которые специалист в различном качестве включается на разных этапах своей жизнедеятельности и развития с самого начала жизненного пути.

В свою очередь, социально-групповая компонента образуется не только под влиянием особенностей образа жизни социальной группы, но и под воздействием профессиональных этико- аксиологических систем, носителями которых являются члены этой группы, этических систем ценностей социальных групп, с которыми осуществляет взаимодействие данная социальная группа, ценностных ориентации и этических ориентиров отдельных личностей и общества в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о моральных нормах и ценностях.

Совокупное ценностное сознание профессиональной группы также содержит в себе общесоциальную, профессиональную, социально-групповую и индивидуальную компоненты в идеальном (научно обоснованном) и реально существующем вариантах.

Соотношение указанных компонент является не константным, а напротив, весьма изменчивым. На разных этапах жизнедеятельности личности (или существования совокупной профессиональной группы) в силу различных обстоятельств любая из этих компонент может стать доминантной, значимой или, напротив, уменьшить или вовсе утратить свое значение под воздействием различных факторов. Можно сделать вывод, что индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются и иерархизируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.

Следует также учитывать, что социальный работник – член общества, и будучи членом общества, он не может не подвергаться влиянию всех тех процессов и явлений, которые имеют место в обществе. В профессиональную деятельность он включается, будучи достаточно зрелой личностью, усвоившей в процессе онтогенеза общественную и групповую систему ценностей и выработавшей на этой основе личностную иерархию ценностей. Кроме того, специалисты социальной работы не представляют собой локульную, замкнутую группу, вследствие чего в процессе профессиональной и обыденной деятельности они постоянно подвергаются влиянию разнообразных одобряемых и фактически признанных и реализуемых обществом.

Дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые может в общем случае не совпадать с объективно положительными и отрицательными, истинными, поскольку в различные периоды времени в зависимости от объективных и субъективных факторов разные индивиды и группы по-разному относятся к различным ценностям, выстраивая их иерархию в своем сознании различным образом. В этом состоит одна из трудностей понимания, изучения и формирования ценностного сознания индивида.

С этой точки зрения профессионально- этические ценности, научно обоснованные и отражающие коренные потребности человека и общества, могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, ценностями конкретного социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в теории и практике социальной работы. Это положение особенно ярко демонстрируемся ценностным хаосом, имеющим место в современной России: изменение условий жизни и деятельности подавляющей части населения неизбежно повлекло за собой необходимость изменения ценностных ориентаций. Разрушение системы ценностей, официально провозглашенный в Советском государстве, необходимость установлений новых, рыночного типа отношений между членами общества, привело к постепенному вытеснению из индивидуального сознания социально значимых ценностей и замены их приватными. Существенное ухудшение экономического положения большинства населения при отсутствии действенных механизмов государственного регулирования уровня жизни заставляет прийти к выводу, что человек может выжить, лишь заботясь сам о себе, поскольку на адекватную помощь со стороны государства, общества, ближайшего социального окружения рассчитывать не приходиться. Это также способствует утверждению в общественном и индивидуальном сознании приоритете личностно значимых ценностей и девальваций ценностей социальных.

Социальный работник оказывается под противоречивым влиянием, с одной стороны, ценностных ориентиров общества и государства, декларирующих, но фактически не признающих ценность человека, и собственного социального опыта, подтверждающего низкую социальную ценность личности, и с другой стороны, профессионально-этических ценностей, требующих содействия реализации ценности человека как аксиологического основания деятельности. Столкновение систем ценностей происходит не только «на границах» систем «социальный работник – общество», «социальный работник – клиент (индивид, группа, общность)», но и внутри самой профессиональной группы. Вследствие этого между специалистами возможны различные конфликты, имеющие выраженную ценностную природу.

Непосредственным носителем ценностного противоречия становится конкретный социальный работник, испытывающий влияние как со стороны профессиональной группы, реального содержания профессиональной деятельности, социальной группы, представителем которой он является, и общества в целом, руководствующийся спонтанно сложившимися системами ценностей, с одной стороны, и официально признанными профессиональными и общественными ценностями и нормами, с другой. Иначе говоря, социальный работник становится носителем как идеальных, так и реальных ценностей, представленных как в его профессиональной, так и в обыденной деятельности и вступающих в определенное противоречие. Внутриличностный ценностный конфликт. развивающийся на основе противоречий между системами ценностей, может привнести хаотичность в практическую профессиональную деятельность и, соответственно, быть транслированным на клиентов, их социальное окружение. Носителем аналогичного противоречия становится и совокупная профессиональная группа, вынужденная соотносить свою деятельность с требованиями как научно обоснованной, так и субъективно понимаемой отдельными влиятельными личностями профессионально-этической системы, сложившимися под воздействием современной российской социально- экономической, культурной, политической ситуации, личностными ценностными системами отдельных специалистов, а также фактическими требованиями общества и государства к содержанию и результатам деятельности. условиями их реализации.

Поэтому все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности специалиста, который реализуя профессиональную деятельность, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них – на все общество. Формирование личности специалиста должно стать место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико – аксиологической компетентности и зрелости.

Основными целями этико – аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:

· реализация ценности человека – клиента, социального работника,

других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;

· содействие формированию социально и профессионально значимых черт личности и повышению субъективности специалиста и его клиента;

· обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;

· достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;

· формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;

· формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов специалиста;

· усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;

· формирование и совершенствование профессионально ценностной и значимой мотивационной сферы специалиста;

· обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;

· формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;

· развитие творческих способностей личности, ее этико – ценностного мышления и морально-ценностного «чутья»;

· актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.

Формирование этико- аксиоогического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального этико-аксиологического сознания представляет известную трудность вследствие того, что во – первых, как правило, это уже вполне сложившаяся личность и, во – вторых, помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, человек испытывает заметное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Специалист в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.

Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

· среда (социальная и профессиональная ). Она выступает как

Естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности. В начале своего жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как нечто внешнее, будучи в основном объектом социальной среды и не ощущая в полной мере своей включенности в нее. Социальная среда в этом случае есть результат совокупной деятельности предшествующих поколений людей. По мере взросления и развития личность, приобретая субъектные качества, не только по – новому оценивает среду, признавая ее изменчивость как объекта и результата деятельности человека, но и качестве субъекта деятельности оказывает более или менее существенное воздействие на среду, совершенствуя ее для более полного удовлетворения своих потребностей. Аналогичным образом профессиональная среда в начале предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно субъект воздействия на сознание социального работника. По мере становления профессионализма специалиста среда, частично сохраняя субъектные качества, все в большей степени становится объектом его воздействия.

· воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного,

Систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально значимых качеств, мировоззрения, уровня физического, интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии. В этом отношении профессиональная группа (в том числе и учебный коллектив) играет огромную роль в формировании личностного и профессионального сознания, приобщая будущего специалиста к системе профессиональных знаний, формируя его этико-аксиологическое профессиональное сознание и способствуя развитию и совершенствованию таких качеств личности, которые в дальнейшем станут гарантом его успешной профессиональной деятельности, а значит, будут способствовать повышению эффективности социальной работы, решению важнейших социальных проблем.

· самосовершенствование личности специалиста (будущего

Специалиста), которое, с одной стороны, является результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой – результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная образовательная и нравственная деятельность человека, в процессе которой он не только приобретает новые, необходимые знания, но и, самое главное, приобретает навыки этико-аксиологческого мышления и анализа, необходимые ему в повседневной обыденной и профессиональной деятельности.

Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная функция учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них – на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле является важнейшей формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.

Исторически возрастающая роль личных стимулов и мотивов в регулировании общественного поведения вызывает постепенное перемещение контроля за деятельностью в сознание личности, вследствие чего закономерно возрастает роль системы индивидуального воспитания с целью формирования социально значимой внутренней детерминации, чувства личной ответственности за результаты жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности. При этом, конечно несомненная роль внешних по отношению к личности регулирующих факторов таких, как право, общественная мораль, ценностные ориентиры общества, государства, социальной группы и другие, причем общество и государство стремятся обеспечить контроль за соблюдением требований основных регулирующих систем. Но социальная работа как вид профессиональной социальной деятельности во многом неподвластна какому бы то ни было внешнему контролю: специалист и его клиент значительную часть времени взаимодействия и общения находятся наедине друг с другом, и процесс их совместной деятельности может быть проконтролирован лишь опосредованно, на основе оценки конечного результата и некоторых субъективных показателей. Вследствие этого большую значимость приобретают качества личности специалиста, его этико- аксиологические ориентации и установки, выполняющие функцию регулятора смысла, содержания и качества их общения и взаимодействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.