Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные технологии социальной работы с семьей группы риска






 

Существует также типология социального риска, т. е. вы­деление семей, которые в силу объективных или субъектив­ных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; мало­обеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой на­грузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвали­дов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последние годы возникают новые категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату. Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминаль­ный характер. Их действие приводит к утрате семейных, связей, росту числа детей, оставшихся без попечения роди­телей, постоянного места жительства, средств к существо­ванию. Причиной возникновения социальных проблем в не­полных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, выз­ванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. До­ход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы прису­щи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разре­шить проще, чем социально-психологические проблемы, при­сутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкрет­ной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экст­ренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или ос­тавленных без попечения родителей), направленные на под­держание стабильности семьи, на социальное развитие се­мьи и ее членов. Есть необходи­мость его немедленного удаления из такой семьи и помеще­ния в учреждение социальной реабилитации — это находит­ся в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголов­ного преследования виновного в жестоком обращении.

К технологиям, используемым в случаях семейной жесто­кости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, под­вергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи быва­ет непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфлик­ты периодически обостряются. Необходимо прибег­нуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио­нальных связей, нормализацию отношений между супруга­ми, между родителями и детьми, взаимоотношений всех ука­занных членов семьи с окружающими.

Работа с " трудными" детьми и подростками предус­матривает диагностику семейной и школьной ситуации, вы­явление первичной- социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психоло­гического статуса. На основе полученных данных составля­ется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социаль­ного педагога, психолога, иногда юриста, с возможным при­влечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно про­водятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктив­ных видов семейного взаимодействия, конфликтности во вза­имоотношениях; социально-правовое консультирование, ко­торое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консуль­тирование, а также педагогическая помощь, которая содей­ствует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме­роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устра­нение негативных стереотипов и выработка доброжелатель­ного и уважительного отношения друг к другу. Нередко та­кая деятельность содержит и собственно социальные компоненты — например, оказание помощи в трудоустрой­стве родителей, улучшении жилищных условий (что, безус­ловно, при всей своей важности зависит прежде всего от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте).

При работе с семьей алкоголика диагностика подразуме­вает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребле­ния алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причи­ной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляет­ся программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, кон­сультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, со­циально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его се­мьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли­тельно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или неволь­но способствует возобновлению у него прежней привычки. Работа с такой семьей подразумевает формиро­вание мотивации клиента и его семьи к безалкогольному об­разу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспи­тание личности, способной быть хозяином собственной судь­бы; введение клиента в объединения или клубы лиц — при­верженцев безалкогольного образа жизни или создание та­кого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительно­му излечению от алкоголизма, — движение " Анонимные алкоголики", а также программы " Анонимные дети алкого­ликов", " Анонимные наркоманы" и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональ­ный климат в которой является неудовлетворительным, на­чинается, как правило, после заявления одного из супру­гов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внут­рисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего от­рицательные психосоматические последствия семейной на­пряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями лич­ностей супругов, их семейных и брачных установок. Семейная терапия включает в себя на­хождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стерео­типов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называе­мая датерапия — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. Одна из многосторонних методик — построение генограммы семьи, т. е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизмене­ние, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Методика направленного изменения заключа­ется в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воз­действует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться от­сутствие поощрения, эмоциональная холодность).

Технологии коррекции семейных взаимоотношений мно­гочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологи­ческие черты клиентов, так и личностными качествами са­мого специалиста по семейной терапии, его вкусами и пред­почтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущ­ность всех применяемых средств — осуществление и зак­репление тех изменений, которые будут способствовать же­ланной стабилизации семьи.

К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятно­сти предсказать неблагоприятный прогноз будущего семей­ного союза еще до его заключения.

Патронаж— это индивидуальная деятельность специа­листа, благодаря которой семья (клиент) получает конкрет­ную помощь и поддержку от социальной службы, призван­ной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможно­сти.

В настоящее время различают два направления социаль­ного патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех дей­ствий, которые осуществляют социальные службы в отно­шении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-соци­альный, социально-педагогический, социально-психологичес­кий, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой пренадлеж-ности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по ме­дицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные се­мьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

— информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

— прямое вмешательство в ситуацию;

— заключение социальной службой договора о сотрудни­честве и его планирование;

— непосредственная поддержка клиента патроната (пат­ронат);

— контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за пат­ронат специалисты фиксируют на специальных учетных кар­точках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообраз­ные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гешталь-терапия; тренинги (например, позитивного жизненного на­строя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения соци­альными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктив-ной индивидуальной поддержки и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.