Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология социальной работы с инвалидами.






 

Исторически понятия «инвалид­ность» и «инвалид» в России связыва­лись с понятиями «нетрудоспособ­ность» и «больной». Специалисты долгое время рассмат­ривали понятие «инвалидность», оттал­киваясь преимущественно от биологи­ческих предпосылок, расценивая ее воз­никновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона про­блемы была сужена до нетрудоспособ­ности, как основном показателе инва­лидности. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, ко­торое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций орга­низма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации», 1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полно­ценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Реабилитация инвалидов направ­лена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствам организма, а также на максималь­но возможное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов являют­ся: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реа­билитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию на­рушенных, утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложне­ний, реконструктивная хирургия, протезирование, физио­терапия, лечебная физкультура, грязелечение, психоте­рапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспе­чение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществля­ется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законода­тельством ее субъектов. Функционирующая система санатарно-курортного обслуживания сориентирована на восстановительное лечение и оздоровление инвалидов войны, труда, детей-инвалидов, лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС и других категорий граждан. Ежегодно в нашей стране санаторно-курортным лечением пользует­ся около 160 тыс. инвалидов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще­ственных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным обору­дованием и оснащением, которое позволяет им быть от­носительно независимым в бытовом плане. В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нужда­ются в технических средствах реабилитации. Для примера можно назвать брайлевский дисплей в комплек­те с персональным компьютером. Однако имеющегося сей­час количества реабилитационных средств для инвали­дов продолжает не хватать

Под профессионально-трудовой реабилитацией инва­лидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профес­сиональному обучению и трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабили­тации осуществляются в соответствующих реабилитаци­онных учреждениях, организациях и на производстве. Медико-социальными экспертными комиссиями и реаби­литационными центрами осуществляется професси­ональная ориентация. Профессиональное обучение про­водится в обычных или специализированных учебных за­ведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Право инвалидов на бесплатное профес­сиональное образование сейчас реализуется в 40 специаль­ных учебных заведениях начального и среднего профес­сионального образования системы Минтруда России, в которых обучается свыше 7 тыс. инвалидов. Обучение осуществляется по 23 специальностям дневной и заочной формы обучения и 40 профессиям. В соответствии с но­вым государственным образовательным стандартом в струк­туру среднего профессионального образования введены современные специальности: менеджмент, финансы, бан­ковское дело, право и организация социального обеспе­чения и др. Реализуется многоступенчатый уровень про­фессиональной подготовки с возможностью выхода на высшую ступень (высшее профессиональное образование). Создаются условия для интегрирования обучения инва­лидов (обеспечение доступа и использование обучающих методик, адекватных особенностям инвалидов) в образо­вательных учреждениях общего типа вместе со здоровы­ми учащимися, что является приоритетом в данном на­правлении.

Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения. В сельской местности суще­ствуют определенные особенности трудоустройства инва­лидов. Для них используются такие его формы, как ра­бота в составе специализированных полевых бригад, ин­дивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.

Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обще­стве в целом. Она помогает ему принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически за­щитить себя, достичь необходимого морально-психологи­ческого равновесия. Психологи, работающие в реабили­тационных центрах, для занятий с инвалидами часто при­влекают и членов их семей. Такой подход позволяет повысить эффективность психологической реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реаби­литационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные меро­приятия, проводимые для инвалида бесплатно в соответ­ствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и те, в оплате которых принимают учас­тие сам инвалид либо другие лица и организации.

 

31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.

Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы социальной работы с клиентом:

1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2. изучение и анализ проблемной ситуации;

3. определение целей и задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.