Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная работа как система.






 

Социальная работа – это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жиз­ненную ситуацию. Но это один подход.

Главная цель социальной работы — забота о благососто­янии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функциониро­ванию.

Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

В основе социальной работы – профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства.

Стратегия современной социальной работы направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоя­щее время идет в трех направлениях. Во-первых, определя­ется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культуроло­гия. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

По отношению к проблеме определения научного ста­туса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дис­циплину, ориентированную на изучение проблем отдель­ной отрасли, сферы общественной науки — социального; развития. Другой ориентирует специалистов на более слож­ное структурирование и статус социальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий подход систематизирует научное знание в области социальной работы по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненауч­ности социальной работы, неразвитости ее теорий.

Теоретический рост научного знания в области социаль­ной работы во многих странах мира происходил в двух на­правлениях. Первое касалось усиления значимости в сис­теме психологического объяснения поведения, бихевио­ристского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентации. Второе направление было связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы и социальной практики. Постепенно в теории социальной работы складываются си­стемные представления о социальной помощи и защите, со­циальных гарантиях и социальном обслуживании населения, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях. При этом ори­ентация идет на создание целостного подхода к теории соци­альной работы.

Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наи­более активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.

Первые теоретические исследования в области теории социальной работы были выполнены следующими российс­кими учеными: С. А, Беличевой, В. Г. Бочаровой, С. И. Григо­рьевым, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакиным, В. И. Жуковым, И. Г. Зайнышевым, И. А. Зимней, А. А. Козловым, В. В. Колковым, П. Д. Павленком, А. М. Пановым, А. С. Сорвиной, Е. Р. Смирновой, Л. В. Топчием, М. Ф. Фирсовым, Б. Ю. Шапи­ро, Т. В. Шеляг, Н. Б. Шмелевой, Н. П. Щукиной, В. Н. Ярской и др. Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект социальной работы, ее взаимо­связь с другими науками. (см. вопрос 1)

Социальная работа как область общественной практики и общественного познания развива­ется под влиянием различных факторов: становления систе­мы социальной защиты населения, развития учреждений со­циального обслуживания, взаимодействия государственных и общественных формирований социальной помощи и под­держки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуа­ции, усиления социального напряжения в обществе в целом, формирования государственной социальной политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.