Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Общие принципы функционирования мозга человека 4 страница






Причиной болезни можно считать только такой фактор, без которого возникновение и развитие именно данного расстройства невозможно. В клинике причину традиционно отождествляют с одной из сторон объективной реальности — внешним и внутренним, предполагая, что «внутреннее» — это сам организм, состояние его органов и систем, а «внешнее» — непрерывно меняющиеся факторы окружающей среды. При этом считается, что внешняя причина опосредуется внутренними условиями или, наоборот, внутренняя причина действует в неразрывной связи с внешними. В подавляющем большинстве случаев патология как результат возникает под причинным воздействием многих или нескольких факторов, лишь часть из которых очевидна для внешнего наблюдателя (психолога, врача, эксперта).

Спецификой причинности расстройств ВИД является то, что они могут вызываться не только материальными (физическими и биологическими) факторами, но также и являться следствием информационных воздействий, меняющих деятельность ЦНС через смысл и значение получаемых вербальных или перцептивных стимулов.

Следуя традиции, целесообразно выделять органические и функциональные причины, приводящие к нарушению высших психических функций у детей и взрослых. В кратком изложении подобная классификация выглядит следующим образом (Т. Г. Визель).

Органические причины у детей:

G Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, наследственные заболевания и др.).

□ Хромосомные мутации.

 

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

□ Неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (токсикозы, травмы, тяжелые заболевания матери, ее пребывание во вредных экологических или профессиональных условиях).

□ Патологическое течение родов (родовые травмы, асфиксия и др.).

□ Постнатальные повреждения мозга (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, арахноидиты, абсцессы мозга, травмы черепа).

Органические причины у взрослых:

□ Последствия мозговых инсультов (ишемии и геморрагии).

□ Последствия черепно-мозговых травм.

□ Опухоли мозга и последствия хирургических вмешательств по поводу их удаления.

Функциональные причины у детей:

□ Неблагоприятные условия жизни (насыщенность неврогенными и стрес-согенными событиями, неправильное воспитание).

□ Нестандартные взаимоотношения между полушариями мозга (замедленная или ускоренная левополушарная латерализация).

Функциональные причины у взрослых:

□ Стрессогенная или неврогенная среда.

□ Шоковые состояния разной этиологии (причинности).

3.9. СПЕЦИФИКА ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ МОЗГА У ДЕТЕЙ

Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. Работами многочисленных авторов, и в том числе Э. Г. Симерницкои, было показано, что нарушения и восстановление церебральных функций в детском возрасте имеют определенную специфику и закономерности. А. Н. Корнев, который обобщил накопленные в этом направлении наблюдения, определяет их следующим образом.

У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико-психо-логические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики.

Возникшие нарушения психической деятельности обычно в сравнительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наибольшей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например при че-

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

репно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются значительно слабее.

Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависит от места повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных — существенно слабее. В последних случаях клиническая картина близка той, которая наблюдается у взрослых.

При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).

Степень атипичности протекания синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором — наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов. Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Какие категории объясняют отношения между физиологическими и психическими процессами?

2. Что для человека является высшим аспектом информационных отношений?

3. Откуда черпается энергетический компонент психической активности?

4. В чем суть культурно-исторической концепции Л. С. Выготского?

5. Что такое принцип сигнификации?

6. Что такое зона ближайшего развития по Л. С. Выготскому?

7. Какая категория в качестве ключевой используется П. К. Анохиным для объяснения принципа работы биологических систем и мозга?

8. Какие потоки информации обрабатываются на стадии афферентного синтеза?

9. Что обусловливает увязывание мозговых функций в динамическую систему?

10. Как называется психофизиологический механизм предвосхищения результатов?

11. Что такое гетерохронность?

12. Чем определяются сенситивные периоды в развитии функции?

13. Как проявляется гетерохронность в этапах становления межполушарной асимметрии?

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

14. В чем заключается принцип системной динамической локализации функций?

15. С какими фило- и онтогенетическими особенностями в организации деятельности мозга связаны жесткость и пластичность в работе его функциональных систем?

16. Опишите суть противоречий в теоретических обоснованиях локализа-ционистов и эквипотенциалистов.

17. Сколько структурно-функциональных блоков мозга предусматривается концепцией А. Р. Лурия?

18. Какие анатомические структуры входят в энергетический блок мозга?

19. За какие проецируемые на психику функции ответственен энергетический блок мозга?

20. Каково направление и качество влияний на психику ретикулярной формации?

21. Какие анализаторные системы составляют функциональную базу второго мозгового блока?

22. В чем разница итогов работы первичных, вторичных и третичных полей блока приема, переработки и хранения информации?

23. Какая зона мозга второго блока реализует наиболее сложные интегра-тивные функции?

24. Каким законам подчиняется работа второго блока мозга?

25. Какая часть мозга осуществляет функцию программирования, регуляции и контроля поведения?

26. Через какое поле осуществляется выход двигательных импульсов на периферию?

27. Что такое нейропсихологический фактор?

28. В чем разница между первичными и вторичными расстройствами ЦНС?

29. Какие обстоятельства должны быть учтены при оценке развития мозговых расстройств у детей?

30. Какие условия могут приводить к ослаблению модально-неспецифического фактора?

31. В каких психологических феноменах проявляется слабость модально-неспецифического фактора?

32. Работой каких зон обусловливается модально-специфический фактор?

33. На базе какого фактора у ребенка формируется представление о собственном теле?

34. На каких уровнях отражения внешней среды обеспечивается оценка пространства?

35. Какие зоны мозга несут ответственность за реализацию пространственного фактора?

36. Признаками дефекта реализации какого фактора можно считать прерывистость двигательных циклов и бесконтрольность их повторения?

37. Из каких компонентов складывается произвольный психический акт?

38. Какие отделы мозга включены в реализацию произвольных психических и поведенческих актов?

ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

39. В чем заключается противоречивость полушарной роли осознанности психических функций и состояний?

40. С каким полушарием больше связан сукцессивный способ обработки информации?

41. Приведите примеры симультанного способа обработки информации.

42. Последствия какой операции наиболее ярко иллюстрируют смысл фактора межполушарного взаимодействия?

43. Какие сомато-физиологические системы реализуют работу общемозгового фактора?

44. Каковы осовные причины нарушений ВПФ?

45. В чем особенности протекания очаговых поражений мозга у детей?

46. Что такое отставленный эффект?

Основные литературные источники

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.400 с.

2. Бехтерева Н. П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науках о мозге человека. СПб.: Нотабене, 1997. 67 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 196 с.

4. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

5. ВеккерЛ. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.685 с.

6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: ACT; Астрель: Транзиткнига, 2005. 384 с.

7. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.500 с.

8. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 124 с.

9. Коренев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.

11. ЛурияА. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.480 с.

12. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 168 с.

13. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с.

14. Ранняя диагностика психических заболеваний / Под ред. В. М. Блейхера, Г. Л. Ворон-кова, Вл. Иванова. Киев: Здоров'я, 1989. 288 с.

15. Сандомирский М. Е., БелогородскийЛ. С, ЕникеевД. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Башкирский Гос. мед. ун-т, 1997. С. 44-63.

16. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. 288 с.

18. Хрестоматия по нейропсихологии/Отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие. М.: Российское психологическое общество, 1999. 526 с.

Глава 4

СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

4.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АНАЛИЗАТОРНЫХ СИСТЕМ

Одни из самых распространенных форм нарушений психических функций при локальных поражениях мозга связаны с повреждением различных звеньев анализаторных систем.

Анализатор — это многоклеточный и многоуровневый аппарат, отражающий в виде психических актов ощущения и восприятия физические и химические параметры внешней и внутренней сред организма. Это модально специализированный аппарат получения информации.

В качестве самостоятельных рассматриваются следующие виды анализаторных систем: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вестибулярная, вкусовая, обонятельная и висцеральная (воспринимающая изменения внутренней среды организма).

Формирование всего анализаторного спектра человека в процессе эволюции являлось результатом совершенствования способности отражать в состоянии организма как системы и мозга как управляющего органа этой системы основные, наиболее вероятные качественные и количественные характеристики внешней среды, значимые для поддержания внутреннего динамического равновесия. При этом самой общей характеристикой, проецируемой на любую модальность воздействующего раздражителя, является дифференци-ровка пространственных и временных свойств окружающих объектов.

Каждый анализатор имеет периферическую часть — рецептор, проводящую систему и центральное корковое представительство в больших полушариях. Спектр сенсорных рецепторов достаточно широк, что предопределяет использование нескольких принципов, с помощью которых возможна их классификация: на основе структурно-функциональной организации, в зависимости от вида воспринимаемого раздражителя, по психофизиологической нагрузке, по степени специфичности и др. Наиболее простой формой классификации

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

является та, при которой рецепторы подразделяются в соответствии с расположением воздействующего на них источника информации — экстерорецеп-торы (дистантные и контактные, ориентированные на внешнюю среду) и ин-терорецепторы (преимущественно обслуживающие внутренние органы), в качестве подкласса которых можно рассматривать проприорецепторы (расположенные в мышцах, суставах и сухожилиях). Последние часто квалифицируются как самостоятельный вид рецепции.

Проводящие системы анализаторов состоят из проекционных, по специализации афферентных волокон, имеющих различные скорости проведения импульса и различный ход внутри организма и церебральных структур. Общим для большинства проводящих путей анализаторов является то, что они, как уже указывалось, перед попаданием в ядерные зоны коры отдают колла-терали ретикулярной формации и взаимодействуют с ней, а также проходят через таламус. Корковым представительством анализаторов являются первичные и вторичные поля, преимущественно расположенные в затылочных, постцентральных и височных отделах второго блока мозга. Первые попытки гистологически и функционально описать их работу относятся к 1905 г. и принадлежат австралийскому ученому А. Кэмпбеллу [Alfred Walter Campbell].

Помимо структурной схожести, все анализаторные системы и функционируют на основе общих принципов:

□ анализа информации с помощью нейронов-детекторов, специализирующихся на формировании возбуждения, вызываемого вполне определенным физическим или химическим раздражителем;

□ параллельной многоканальной переработки информации, которая может осуществляться благодаря по крайней мере трем формам повышения надежности восприятия: а) тиражированию раздражения многочисленными рецепторами одного анализатора; б) дублированием воспринимаемого объекта парными анализаторами; в) совместной работой нескольких анализаторных систем;

□ селекции информации в промежутке от рецептора до проекционного поля с целью предотвращения ее избыточности (с приоритетом новизны и изменчивости);

□ последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню — от элементарных различительных способностей периферического рецептора до интегративной деятельности всех ассоциативных зон коры головного мозга;

□ целостной представленности сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами, что обусловливает интегрированность чувственного отражения человеком объективной действительности.

Работа анализатора от периферического рецептора до проекционного коркового поля построена таким образом, что внутри этого функционального участка благодаря особенностям межнейронного взаимодействия реализовы-ваются принципы суживающейся и (или) расширяющейся воронки. Благодаря первому ограничивается излишек информации, а благодаря второму — по-

 

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

вышается надежность обработки разных признаков сигнала (в случае незначительного локального поражения какой-то зоны коры часть сигнала все-таки находит свое отражение в соседних сохранных отделах). В разных сенсорных системах эти соотношения представлены неодинаково.

Принципиальным аспектом работы любого анализатора в норме является возможность восприятия раздражения лишь при одном из двух условий — либо при наличии объективных изменений во внешнем мире, либо при изменении состояния самого рецепторного аппарата, в частности — его движения относительно воспринимаемого объекта. Одновременная стабильность этих двух сред приводит к затуханию ощущения. По-видимому, в этом отражается общая связующая функция двигательного анализатора, координирующего работу всех чувствительных систем в различных поведенческих актах, а также роль активности как обязательной предпосылки любого психического процесса. Примером субъективно переживаемого принудительного восприятия в результате искусственного изменения состояния мозга, центральных представительств анализаторов могут служить галлюцинации, вызываемые механическим или электрическим раздражением корковых зон второго морфо-функционального блока.

Целостная сенсорная организация человека предполагает наличие двух типов связей во взаимодействиях между анализаторными системами — активирующие и информирующие. Основным эффектом первых является изменение чувствительности, не сказывающееся на содержании чувственных образов, а вторые — непосредственно влияют на его информационную структуру, что особенно заметно в интермодальных способах восприятия. Именно они выражают целостность чувственного отражения человека. Состав и структура чувственного отражения образуют индивидуальную сенсорную организацию, зависящую от образа жизни, среды обитания и деятельности индивида. В зависимости от этих факторов в процессе развития складывается определенное взаимодействие анализаторов, их соподчинение, относительное доминирование чувствующих систем над другими, а также общее направление развития каждой из них. В контексте данного взаимодействия в бытовой и клинической практике широко известен феномен синестезий — вид иллюзорного восприятия, при котором раздражители одной модальности начинают приобретать качества, отражаемые другой анализаторной системой (например, цветной слух, чаще всего регистрируемый при восприятии музыкальных произведений).

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития сразу после рождения не обнаруживаются. На первом году анализаторные системы формируются последовательно, по мере их целесообразного включения в процесс взаимодействия созревающего организма с внешним миром. Между детьми не выявляются значительные расхождения в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка — это возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны. В последующем, напротив —доминирование слуха и зрения определяет сенсорную

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

организацию ребенка и подростка в условиях вербального и наглядного обучения. В целом в процессе жизни индивидуализация чувствительности прогрессирует.

Индивидуализация роли каждого анализатора носит системный характер, объединенный общим для данного человека способом чувствительности — сенсшпивностью. Будучи связанной с возникновением и протеканием независимых от модальности раздражителя сенсомоторных реакций, это индивидуальное свойство при попытке его количественного и качественного шкалирования может проецироваться на тип нервной системы человека в целом.

Благодаря многочисленности анализаторов у одного и того же человека одновременно имеется много форм абсолютной и различительной чувствительности, развитых неравномерно и отличных друг от друга по уровню. При одностороннем развитии ребенка и ранней специализации взрослого могут возникнуть противоречия между различными видами чувствительности в общей сенсорной организации человека. Позднее это может проявляется не только в сфере восприятия, но также памяти, мышления и способах самореализации (например, в эффектах зависимости запоминания от сенсорного способа заучивания, доминировании тех или иных чувственных образов в области внутренней речи и мыслительных процессов, в различных видах творчества).

В нейропсихологии в зависимости от уровня поражения анализаторной системы принято различать два типа расстройств. Это относительно элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света, цвета, громкости, длительности и т. д.), связанные с поражением периферических, подкорковых уровней анализаторной системы и первичного коркового поля, и гностические расстройства, связанные с поражением вторичных полей, обеспечивающих процессы восприятия (формы, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.). Расстройства этого уровня получили название агнозий (термин введен 3. Фрейдом в 1891 г.). Агнозиярасстройства восприятия и узнавания при сохранности элементарной чувствительности, сознания и интеллекта. Следует иметь в виду, что правильное понимание механизмов агнозий невозможно без учета роли модально специфических памяти и внимания, которые оказываются параллельно страдающими при соответствующих локализациях очага поражения. Например, узнавание — это всегда результат компарации (наложения, сравнения) образа реально воспринимаемого объекта с его идеальной моделью, хранящейся в долговременной памяти. Если по каким-то органическим или функциональным причинам такое сопоставление оказывается нарушенным или невозможным, то и результат гнозиса становится ущербным.

В этиологическом отношении их нужно отличать от псевдоагнозий — внешне сходных расстройств, возникающих при поражениях лобных долей, ответственных за программирование, регуляцию и контроль процессов восприятия.

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

4.2. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР, ЕГО СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Зрительный анализатор состоит из сетчатки, зрительного нерва, зрительной хиазмы, зрительного канатика (тракта), наружного (латерального) коленчатого тела (НКТ), подушки зрительного бугра (таламуса) — здесь заканчиваются некоторые зрительные пути, верхних бугров четверохолмия, зрительного сияниям первичного 17-го поля затылочной коры мозга (рис. 41, 42 и 43). Взаимодействие между корковыми зрительными полями двух полушарий осуществляется через задние отделы мозолистого тела.

Сетчатка состоит из множества светочувствительных рецепторов, каждый из которых реагирует на световую энергию независимо от других. У человека имеются функционально отличающиеся светочувствительные элементы двух типов: палочки и колбочки, что позволяет говорить о наличии двух отдельных систем зрения. Палочки — аппарат скотопического (сумеречного) зрения, лишенный способности дифференцированно реагировать на цветовые оттенки. Колбочки — аппарат дневного цветового зрения.

Рис. 41. Схема прохождения сигнала по

зрительному анализатору: / — наблюдаемый объект (здесь условно разделен); 2 — сетчатка; 3 — зрительный нерв; 4 — хиазма; 5 —зрительный канатик; 6 — таламус; 7 —латеральное коленчатое тело; 8— верхние бугры четверохолмия; 9 — зрительное сияние; 10-17-е поля коры

Рис. 42. Первый участок анатомических

компонентов зрительной системы: / — глазное яблоко с находящейся на его дне сетчаткой; 2 — зрительный нерв; 3 — зрительная хиазма; 4 — зрительный канатик (тракт); 5— наружное (латеральное) коленчатое тело; 6 — подушка зрительного бугра

 

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Рис. 43. Второй участок анатомических компонентов зрительной системы:

слева: 1 — выход зрительных волокон из наружного коленчатого тела; 2 — зрительное сияние

(пучок Грациолле); 3 — зона 17-го первичного поля затылочной коры головного мозга.

Справа на препарате выделено зрительное сияние

Сетчатка содержит приблизительно 120 миллионов палочек, преобладающих на периферии, и 6—7 миллионов колбочек в центральном участке. На поверхности последнего имеется небольшой вдавленный фрагмент — желтое пятно, содержащее высокую концентрацию колбочек, обеспечивающих максимальную остроту зрения. Оно расположена так, что совпадает с центральной осью зрения глаза, по которой проецируется середина изображения зафиксированного объекта. Место выхода из сетчатки аксонов зрительных клеток, неспособное воспринимать ни световые, ни цветовые раздражения, называется слепым пятном (рис. 44). Оно расположено медиальнее желтого пятна.

В основе восприятия цвета зрительными рецепторами лежат сложные физико-химические процессы. Различают три типа колбочек, отличающихся избирательной чувствительностью к трем основным компонентам видимого спектра: красно-оранжевому, зеленому и синему. Их смешение в разных пропорциях обеспечивает восприятие всей цветовой гаммы с огромным числом оттенков. В случае дефектной работы одного из типов колбочек возможно снижение чувствительности к цветам соответствующего спектра (цветовые аномалии — протанопия — слепота на красный цвет, дейтранопия — слепота на зеленый цвет, тританопия — слепота на синий и фиолетовый цвета). Впервые нарушение цветового зрения было обнаружено в 1794 г. у английского химика Дж. Дальтона, не воспринимавшего красный цвет, из-за чего эта аномалия, обусловленная изменениями в Y-хромо-соме, получила название дальтонизма.

Часть пространства, отражаемая сетчаткой, называется полем зрения, а сектор пространственных сфер, перекрывающихся при восприятии двумя сетчатками и при неподвижных глазах, — зоной бинокулярного зрения, составляющей

4 Зак. 4268

Рис. 44. Место выхода зрительного

нерва с поверхности сетчатки (слепое

пятно) (По Н. Gray)

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

примерно 120°. Монокулярное зрение охватывает около 30° периферической части видимого поля. Благодаря разнице углов, под которыми бинокулярно рассматривается один и тот же объект, обеспечивается стереоскопичность восприятия — средство оценки объемности предметов и расстояния до них.

Типичным для поражения сетчатки (в результате дегенерации, кровоизлияния, глаукомы и т. д.) является ее односторонность, проявляющаяся в снижении остроты зрения (амблиопия), в ухудшении светоощущения (что возможно и при недостатке витамина А, влияющего на палочковое зрение), в ослаблении цветоощущения, в изменении полей зрения или в образовании скотом. Скотоманевидимый участок в поле зрения, не связанный с его периферическими границами, который может восприниматься больным как темное пятно или субъективно не ощущается, выявляясь только при специальных исследованиях. Примером этого является физиологическая скотома, обусловленная слепым пятном сетчатки. Подобное неосознание в норме связано с подвижностью глаз, непроизвольно компенсирующей фактическое отсутствие видения небольшой части зрительного поля.

Глаза все время находятся в трех видах движений — медленном дрейфе, препятствующем появлению «пустого поля», когда объект перестает восприниматься, в высокочастотном треморе (около 80 Гц) и в скачкообразном, сак-кадическом переходе от одного участка поля зрения к другому с частотой 4—5 раз в секунду (рис. 45). Подобные движения являются обязательными составляющими процесса зрения, без которых полноценное восприятие пространства и находящихся в нем объектов осуществляться не может. В противном случае законченный и целостный образ не формируется либо происходит частичное или полное исчезновение предметов из поля видения. Саккадичес-кие движения глаз во время сна являются одним из основных индикаторов наличия сновидений.

Зрительный нерв начинается от слепого пятна на сетчатке и состоит из аксонов зрительных клеток. Пространственное расположение волокон на срезе зрительного нерва топологически эквивалентно поверхности сетчатки. Частичные поражения этого нервного ствола приводят к невозможности доставки в кору импульсов от соответствующих участков периферического рецепторного аппарата.

При тотальном разрушении зрительного нерва наступает полная слепота соответствующего глаза — амавроз, а при патологическом процессе, окружающем зрительный нерв (по периметру), возможно появление эффекта трубчатого зрения.

У человека и у большинства животных часть волокон зрительного нерва каждого глаза перекрещивается в зрительной хиазме.

Все волокна от левых половин сетчаток обоих глаз направляются в ле-

Рис. 45. Саккадические движения глаз при рассматривании образа

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.