Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 4 страница






регулирования аудиторской деятельности;

добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на очередной год и плана отпуска ценностей из него;

2) разрабатывает и утверждает:

порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;

порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;

отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;

порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;

лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;

нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;

порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями;

порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности;

нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) осуществляет:

составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета;

представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета;

введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;

государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет полномочия по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом " О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Минфин осуществляет организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. При министерстве создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России).

Предоставление дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, осуществляется при условии заключения Министерством финансов Российской Федерации с этими субъектами Российской Федерации соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 149, утвердившее Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением.

 

По состоянию на март 2008 года золотой запас России составлял 450, 9 тонн. Статистические данные о размерах резервов золота в других государствах по состоянию на март 2008 года даются в следующей таблице < 1>.

--------------------------------

< 1> Арсюхин Евгений, Чичкин Алексей. В огне не горит, в воде не ржавеет // Российская газета. 2008. 30 октября.

 

Страна Объем в тоннах В % от золотовалютных запасов
США 8133, 5 79, 8
Германия 3417, 4 68, 9
МВФ 3214, 3 Нет данных
Франция 2217, 3 59, 7
Италия 2451, 8 70, 4
Швейцария 1133, 9 42, 9
Япония 765, 2 2, 3
Нидерланды 621, 4 63, 6
КНР 600, 0 1, 1
Европейский центробанк 563, 6 26, 7
Россия 450, 9 2, 8
Тайвань 423, 3 4, 4
Португалия 382, 5 90, 7
Индия 357, 7 3, 6
Венесуэла 356, 8 30, 2
Великобритания 310, 3 15, 5
Ливия 286, 8 39, 5
Испания 281, 6 41, 8
Австрия 280, 0 44, 2
Бельгия 227, 6 40, 4
Украина 26, 0 2, 4
Таджикистан 1, 7 15, 7

 

Россия по классификации Всемирного банка является страной с " высокими средними доходами". Доход на душу населения в ней в 2004 году составил 3400 долларов. 31% населения страны жили ниже черты бедности. Странами с низкими доходами считаются государства, в которых доход на душу населения не превышает отметку 825 долларов в год. Страны с показателями от 825 до 3255 долларов в год составляют группу " низкие средние доходы". Группу " высокие средние доходы" образуют государства с показателями от 3255 до 10066 долларов на душу населения в год. Общемировой показатель средних доходов в 2004 году составлял 6329 долларов на каждого жителя Земли.

Структура внешнего долга России по состоянию на 1 января 2006 года по данным Центрального банка Российской Федерации выглядела следующим образом < 1>.

--------------------------------

< 1> Шишкин Максим. Россия погасит долги Парижскому клубу // Коммерсантъ. 2006. 19 июня.

 

Вид долга Всего (млрд. долл. США) Перед нерезидентами (млрд. долл. США) Перед резидентами (млрд. долл. США)
Всего 81, 3 71, 3 10, 1
Валютный долг федеральных органов власти 80, 4 70, 4 10, 1
Новый российский долг   35, 8 9, 1
В том числе международные финансовые организации 5, 8 5, 8 -
В том числе Всемирный банк 5, 1 5, 1 -
В том числе прочие кредиты (включая Парижский клуб)     -
Ценные бумаги 35, 9 26, 7 9, 1
В том числе еврооблигации, выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом 23, 1   4, 2
В том числе ОВГВЗ (VI, VII транши) и ОГВЗ 1999 года 4, 4 2, 8 1, 6
Долг бывшего СССР 35, 5 34, 5 0, 9
В том числе Парижский клуб кредиторов 22, 2 22, 2 -
В том числе ОВГВЗ (III, IV, V транши)   2, 9     0, 9

 

Российский государственный внутренний и внешний долг в 2007 году в целом не превышал 10% ВВП. По сравнению с размером государственного долга США это соотношение считается безопасным. По мнению Министерства финансов России, безопасным считается размер государственного долга на уровне 20% ВВП. За период с января по сентябрь 2007 года структура внешнего долга Российской Федерации выглядела следующим образом (смотри таблицу) < 1>.

--------------------------------

< 1> Конищева Татьяна. Жизнь взаймы // Российская газета. 2008. 17 января.

 

  1 января 2007 г. (млрд. долл. США) 1 октября 2007 г. (млрд. долл. США)
Всего 310, 6 430, 9
Органы государственного управления 44, 7 39, 6
Федеральные органы управления 43, 2 38, 1
Новый российский долг 33, 8 29, 9
Органы денежно-кредитного регулирования 3, 9 13, 1
Банки 101, 2 147, 7
Прочие секторы 160, 7 230, 4

 

По положению на июль 2008 года внешний долг России составлял 44, 1 млрд. долларов. Долг российских корпораций продолжал расти (в 2007 году - на 138, 1 млрд. долларов) и увеличился до 460 млрд. долларов (это почти 35, 5% ВВП России) < 1>.

--------------------------------

< 1> Гладунов Олег. Долговой расклад // Российская газета. 2008. 22 июля.

 

По итогам 2008 года размер государственного долга США составил 8, 4 триллиона долларов, Японии - 7, 45 триллиона, Италии - 2, 19 триллиона долларов, Германии - 2, 07 триллиона, Франции - 1, 63 триллиона и Великобритании - 1, 2 триллиона долларов.

Банковский сектор справедливо считается кровеносной системой всей экономики любого государства, в том числе и России. Без активного участия банков в формировании благополучно стабильного социального климата России невозможно полноценное развитие не только государства, но и гражданского общества. Масштабы и качество предоставляемых банками услуг должны отвечать современным потребностям граждан. Для объединения совместных усилий и согласованности действий в стране создана Ассоциация российских банков.

 

Тема 17. Государственное управление

социально-культурной сферой

 

При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:

Понятие социально-культурной сферы. Отрасли социально-культурной сферы. Управление в социально-культурной сфере.

Административно-правовое регулирование управления в сфере труда и социальных отношений.

Основные направления деятельности Министерства труда и социального развития Российской Федерации, входящих в его систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной политики в области труда и социальных вопросов, по повышению уровня жизни и доходов населения, улучшению условий и охраны труда.

Система и компетенция миграционной службы и службы занятости населения Минтруда России.

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.

Система образования: понятие и составляющие элементы. Организационные формы управления образованием. Образовательные учреждения: понятие, виды. Особенности административно-правового статуса образовательных учреждений. Государственный контроль в сфере образования.

Организационно-правовая система государственного управления наукой. Органы государственного управления наукой. Организация науки, научные учреждения и сообщества. Особенности административно-правового статуса Российской академии наук. Формы деятельности органов власти в области науки и технической политики.

Организационно-правовые основы управления культурой. Органы государственного управления культурой. Организации в области культуры: понятие, система, виды, особенности их административно-правового статуса.

Организационно-правовые основы государственного управления здравоохранением. Учреждения здравоохранения. Медицинское страхование. Санитарно-эпидемиологический надзор. Государственный контроль в сфере здравоохранения.

Организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан. Органы государственного управления в сфере труда и социального развития, их компетенция. Особенности административно-правового статуса социальных служб. Государственный контроль в сфере труда и социальной защиты.

Органы государственного управления печатью и средствами массовой информации. Административно-правовое регулирование государственной политики поддержки средств массовой информации и книгоиздания РФ. Административно-правовое регулирование телерадиовещания РФ.

 

17.1. Система и административно-правовой статус органов

управления образованием и наукой

 

17.1.1. Организация и осуществление процесса

получения образования

 

В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства < 1>. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.

--------------------------------

< 1> Торкунов Анатолий. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.

 

По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 года 82, 2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн. человек, из которых 501 млн. - женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98, 8%, а в Африке только 62, 5%. В России 0, 6%, или 676 тысяч, населения считаются неграмотными (более 500 тысяч из них женщины).

Соответственно в таблицах N 1 и N 2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти - с самым низким уровнем грамотности < 1>.

--------------------------------

< 1> Алексеев Алексей. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.

 

Таблица N 1

 

Страны с самым высоким уровнем грамотности населения

 

Место в рейтинге Страна Общий уровень грамотности (%) Грамотность мужчин (%) Грамотность женщин (%)
1 - 7 Андорра      
1 - 7 Ватикан      
1 - 7 Грузия      
1 - 7 Лихтенштейн      
1 - 7 Люксембург      
1 - 7 Норвегия      
1 - 7 Финляндия      
8 - 10 Куба 99, 8 99, 8 99, 8
8 - 10 Польша 99, 8 99, 8 99, 8
8 - 10 Эстония 99, 8 99, 8 99, 8

 

Таблица N 2

 

Страны с самым низким уровнем грамотности населения

 

Место в рейтинге Страна Общий уровень грамотности (%) Грамотность мужчин (%) Грамотность женщин (%)
1. Мали 19, 0 26, 7 11, 9
2. Чад 25, 7 40, 8 12, 8
3. Буркина-Фасо 26, 6 36, 9 16, 6
4. Афганистан 28, 1 43, 1 12, 6
5. Нигер 28, 7 42, 9 15, 1
6. Гвинея 29, 5 42, 6 18, 1
7. Бенин 34, 7 47, 9 23, 3
8. Сьерра-Леоне 35, 1 46, 9 24, 4
9. Сомали 37, 8 49, 7 25, 8
10. Сенегал 39, 3 51, 1 29, 2

 

В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса < 1>. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4, 5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 годом. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тысячу населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тысячу населения.

--------------------------------

< 1> Николаев Игорь. Ловушка ожиданий (Пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.

 

Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 года законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.

Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус. Среди абитуриентов наиболее популярными в 2007 году были следующие профессии (см. таблицу) < 1>.

--------------------------------

< 1> Григорьева Мария. Специалист по праву // Российская газета. 2007. 20 марта.

 

NN п/п Название профессии Количество желающих (%)
1. Экономика 16, 0
2. Менеджмент 11, 1
3. Юриспруденция 10, 4
4. Технические специальности 9, 0
5. Туризм 8, 3
6. Информационные технологии 6, 3
7. Педагогика 6, 3
8. Журналистика 5, 6
9. Медицина 4, 9
10. Психология 3, 5
11. Реклама 3, 5

 

За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Но в основном оно отражает количественные характеристики. Общая численность студентов увеличилась в 2, 5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 миллионов человек населения), а в современной России - около 3 тысяч вместе с филиалами (примерно на 143 миллиона человек).

В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действуют 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70-х - 80-х годах XX столетия их было только 4), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тысяч молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юрфаках училось 137335 человек, из которых на дневном отделении - 40171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) - 14506; по заочной форме - 82339; в экстернате - 4296 человек.

На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 " Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 года N 885) // Российская газета. 2008. 28 мая.

 

Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 год возрос с 2, 8 до 118, 7 миллиардов рублей. В то же время, как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 году эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 году - уже 35% < 1>.

--------------------------------

< 1> Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.

 

В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь, негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества.

Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 года МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ - в четвертой сотне.

По рейтингу, составленному в России, в первой сотне ведущих университетов мира в 2008 году 48 вузов были из США, 12 - из Великобритании, 8 - из Японии и только три из России. Основной причиной сложившегося положения считается недостаточный объем финансирования < 1>. Страны - лидеры в образовательном процессе на каждого студента в год тратят от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. В МГУ (лидер среди российских вузов) на одного студента в среднем тратится 30 тысяч долларов (это уровень хорошего европейского вуза), в МГИМО - 15 тысяч, а в СПбГУ - 7, 5 тысяч долларов. Большинство остальных российских вузов (особенно негосударственных) на каждого студента тратят 1, 5 - 2 (или менее) тысячи долларов.

--------------------------------

< 1> Агранович Мария. С мира по вузу // Российская газета. 2009. 11 февраля.

 

Например, для повышения конкурентоспособности российских вузов и выпускаемых ими специалистов губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предлагает осуществление следующих мер < 1>:

--------------------------------

< 1> Хлопонин Александр. Сибирское изменение // Российская газета. 2006. 21 июня.

 

1) ввести двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру;

2) повысить мобильность профессорско-преподавательского состава с целью привлечения и иностранных специалистов;

3) расширить количество бюджетных мест;

4) зарабатывание вузом денег осуществлять за счет проводимых научных исследований; разработкой новых технологий; созданием научно-производственных площадок на промышленных предприятиях и венчурных фондов вокруг вуза;

5) сам вуз должен представлять собой не государственное образовательное учреждение, а автономную самодостаточную структуру по подготовке конкурентоспособных на российском и международном рынках труда специалистов.

Доступность образования определяется и возможностью населения (т.е. родителей) оплачивать обучение детей. Средняя стоимость обучения в десяти ведущих вузах Москвы на платных факультетах с одной из наиболее популярных специализаций (экономической) в 2005 - 2006 учебном году выглядела следующим образом (см. таблицу) < 1>.

--------------------------------

< 1> Поддержка и мотивация // Российская газета. 2007. 5 апреля.

 

NN п/п Наименование вуза Стоимость (руб.)
1. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)  
2. Государственный университет - Высшая школа экономики  
3. МГУ им. М.В. Ломоносова  
4. Финансовая академия при Правительстве РФ  
5. Российский университет дружбы народов (РУДН)  
6. Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова  
7. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ  
8. Государственный университет управления  
9. Российская экономическая школа  
10. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)  

 

В условиях мирового экономического и финансового кризиса в 2009 году самыми дорогими (и, судя по ценам, сопоставимым с доходами, труднодоступными для значительной части желающих получить высшее образование) для обучения на коммерческой основе московскими российскими вузами были < 1>:

--------------------------------

< 1> См.: Самые дорогие российские вузы // Российская газета. 2009. 16 июня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.